А на какой игле сидит США? Разве не на долларовой? Никакая производительность труда и гениальность менеджеров и производителей, богатство полезных ископаемых не создаст тот уровень жизнь в такой короткий срок, как это произошло в Штатах! На нефти действительно зарабатывали не кто иной как американцы! Потому что нефть и газ покупаются только за доллары! С тех пор как Никсон отвязал доллар от золота и деньги стали просто товаром! Чей товар более востребован — тому деньги и власть!
Монополия США на эмиссию валюты, которая обслуживает большую часть мировых сделок, позволяет американцам преследовать хозяйствующих субъектов почти во всех странах мира. Под угрозой ареста авуаров мало кто готов проявлять строптивость.
Яркий пример – крупнейший французский банк Paribus, оштрафованный в свое время за несоблюдение санкций на девять миллиардов евро. И он добровольно заплатил эти сумасшедшие деньги. Американской финансовой спецслужбы боятся все западные финансисты, все корпорации. Они вынуждены держать целые штаты сотрудников для определения правильности проведения операций, чтобы, не дай Бог, не выйти за флажки наложенных ограничений. А масштабы такого рода ограничений колоссальные. Достаточно сказать, что в начале 21 века американские санкции распространялись на 75 стран, население которых составляло 52% всего человечества.
Американцы оттачивали это оружие на протяжении десятков лет. Для реализации политики санкций в США создана системная организационная основа. В структуре Минфина функционирует специальная служба по контролю за иностранными активами, в которой числится более ста сотрудников. Служба с обширными полномочиями и не отчитывается в открытом доступе о своей деятельности, и многие ее решения в принципе не подлежат судебному обжалованию.
Под политику санкций подведена и серьёзная законодательная база. Причем попасть в список нарушителей, по сути, тоже самое, что попасть в сам санкционный список – суровое наказание последует незамедлительно. И речь не только о национальных игроках.
Условия для массового применения этого оружия создает мощная консолидация капитала и огромное экономическое пространство, оказавшееся под контролем Америки. Из Второй мировой войны страна вышла разбогатевшей – ее доля в послевоенном мировом промышленном производстве составляла 70%. Вся Европа в это время лежала в руинах. СССР и Япония также понесли страшные потери.
Далее последовал план Маршалла, суть которого проста: зависимость в обмен на экономическое благоприятствование. Собственно, нынешняя Европа и есть результат реализации данного плана. Именно прямая экономическая зависимость европейских стран позволяет США легко и непринужденно дирижировать их политическими режимами. Причем зависимость носит многофакторный характер – она заключается в переплетении всех хозяйственных отношений, которые сцеплены как шестеренки в сложном механизме. Это и хранение авуаров, и финансовые системы, и национальное законодательство, и взаимодействие банковского капитала с промышленным, и многое, многое другое. Все определяется четкими правилами, которые легли в основу либеральной экономической модели.
Liberty в переводе означает свобода. А если конкретнее, речь идет о модели, построенной на саморегулирующих принципах управления экономикой и политикой. И она не является изобретением американцев – это изобретение человечества.
Да, в силу ряда исторических причин данная модель наиболее ярко воплотилась в США, где нация формировалась фактически с чистого листа, но ведь Россия внесла не меньший вклад в её создание. Например, в духовной сфере. Страна, давшая миру Пушкина, Лермонтова, Толстого и Достоевского, по определению может претендовать на лидерство в области морали и этики.
Приняли мы участие и в формировании экономической составляющей либеральной модели. Колоссальный социальный эксперимент СССР отразил вековые чаяния людей о справедливости. Социализм продержался 70 лет и во многом цивилизовал, отрезвил эгоистичный капитализм. Запад удачно скопировал у нас принципы планомерности, оптимизации построения внутрифирменных отношений, нормирования труда и так далее.
Однако наш эксперимент закончился неудачей – и это закономерно. Система свободной рыночной экономики в любом случае эффективнее командно-административной. Она лучше стимулирует человеческую мотивацию, позволяет найти компромисс между, казалось бы, несовместимыми вещами: личным эгоизмом в достижении материального благополучия и интересами государства. Издержки, безусловно, есть, но они меньше, чем в централизованной системе.
Западная модель по-своему естественна и гармонична, поскольку в её основе лежат простые и надёжно действующие экономические законы. Прежде всего, закон стоимости. Грубо говоря, его содержание заключается в том, что мерилом вашего успеха является востребованность ваших товаров и услуг на рынке. Покупатель платит вам, компенсируя издержки производства, плюс какая-то прибыль. Понятно, что у вас есть конкуренты, которые тоже бьются за покупателя. Рынки сбыта – главное в этой системе. А санкции есть не что иное, как ограничение рынка сбыта. Или же дополнительное искусственное увеличение себестоимости, что, по сути, то же самое – продукт становится неконкурентоспособным на рынке.
Глава Национальной разведки США Дэниел Коутс объявил 6 марта 2018 г. в комитете по вооруженным силам сената, что Россия выдерживает санкции, и объявил о новых по линии Министерства финансов, которые будут приняты "в течение недели".
"Русский медведь вышел из спячки голодным, так что у НАТО снова появились дела", - цитирует Коутса Business Insider. Коутс заметил, что санкции будут направлены не только против 13 обвиняемых во вмешательстве в выборы, а "шире" и что сотрудники разведки консультировались с казначейством по этому вопросу. Газета напоминает, что в январе администрация Трампа отказалась от ужесточения санкций в отношении России.
Как сказал "Правде.Ру" председатель совета Межрегиональной общественной организации "Союз потребителей финансовых услуг" доктор экономических наук профессор Игорь Костиков, меры по ограничению финансового рынка могут нанести вред самим США. Об этом предупреждают Трампа "органы финансовой разведки", заметил эксперт: "Крайняя мера — они могут заморозить активы Центрального банка в государственном долге США. Но я думаю они на это не пойдут". По мнению Игоря Костикова, "США скорее пойдут по пути углубления уже объявленных санкций против российских компаний или по пути конфискации активов людей, которые попали в санкционный список".
Самые жесткие санкции у американцев были по Ирану, напомнил читателям "Правды.Ру" финансист, когда они "постарались запретить всему миру торговать с Ираном нефтью". Сейчас они могут попытаться "надавить на европейских партнеров по поводу газопровода ("Северный поток-2". — Ред.) и по поводу торговли нефтью с Россией". Но получится ли? Европейский бизнес сильно пострадал от санкций, и он лоббирует их завершение. В связи с победой на выборах в Италии евроскептиков в Европе говорят, что с санкциями надо срочно заканчивать, пояснил корреспонденту "Правды.Ру" Игорь Костиков.
Вся история с санкциями, по мнению эксперта "Правды.Ру", не политическая, а экономическая. Задача — "выпихнуть Россию и европейские компании с рынков, на которых могут присутствовать американцы". "США хотят из Европы сделать рынок сбыта, и Россия — инструмент, чтобы добиться этого", — заметил финансист в интервью "Правде.Ру".
"Дешевый газ, дешевая и надежная российская нефть — ну зачем это американцам? Лучше для них, если европейцы будут покупать американскую нефть и платить при этом в американский бюджет доллары и, во-вторых, будут перекладывать ее стоимость на издержки производства, увеличивая их. Из-за этого конкурентоспособность европейских товаров упадет, а американских вырастет", — резюмировал Игорь Костиков в беседе с корреспондентом "Правды.Ру".
Как сообщала "Правда.Ру" в январе 2018 года США расширили санкции против России. В список ограничительных мер внесены 21 гражданин России и Украины, а также девять компаний. В середине февраля прокурор США Роберт Мюллер опубликовал новый список обвиняемых во вмешательстве в американские выборы из 13 фамилий и трех организаций.