Немецкое командование не только сосредоточило для проведения операции "Цитадель" до 70% всех танковых войск на восточном фронте. На Курский выступ отправили все новейшие типы танков и САУ, имевшиеся на тот момент в Германии.
В серии публикаций на нашем канале, посвященной Курской битве, мы затронули тему НЕРАВНОЗНАЧНЫХ потерь в танках. Увы, реакция некоторых читателей автора серьезно удивила. Оказывается не все понимают разницу между уважением к подвигу советских солдат и инфантильной верой в "советское-самое лучшее". Надеюсь, эта публикация наглядно объяснит некоторым читателям, КАКОГО врага наша армия сокрушила под Курском и Орлом. Ниже краткий обзор танков и САУ, составлявших ударную силу немецкой армии летом 1943 года. Несмотря на то, что многие боевые машины превосходили по своим характеристикам советские танки и самоходные установки, Курская битва закончилась нашей победой. От этого удара Вермахт и СС так и не оправились.
Тяжелый танк "Тигр".
Самым мощным (и одновременно самым сложным в обслуживании) танком немецкой армии был тогда Pz VI "Тигр". Этот тяжелый танк успел к лету 1943 года повоевать, техническое обслуживание его и боевое применение были в достаточной степени отработаны. Организационно "Тигры" сводились в отдельные батальоны (503,505 участвовали в Курской битве- всего порядка 90 единиц), кроме того некоторое количество этих машин имелось в дивизиях СС LSSAH, Das Reich и Totenkopf и дивизии Гроссдойчланд - всего 57. Итого на момент начала немецкого наступления было 147 танков "Тигр" или около того. Встречающаяся в некоторых источниках информация об участии 502 батальона видимо связана с передачей роты из этого подразделения в состав 503-го.
Бронирование борта "Тигра" -80мм и боковой поверхности башни -82мм позволяло в принципе поражать этот тяжелый танк выстрелом в борт советским танкам Т-34 и артиллерийским орудиям калибра 76.2 мм примерно с 300-400 метров в зависимости от типа боеприпаса. 88-мм орудие "Тигра" способно было уничтожить любой советский танк с существенно больших дистанций. Экипажам "Тигров" предписывалось начинать обстрел вражеских танков на дистанции более 1000 метров.
Следует помнить, что "Тигры" не воевали тогда по одному, их прикрывали в бою другие танки и бронетранспортеры, а также группы пехоты, саперы. Тяжелые танки использовались преимущественно поротно в качестве тарана в сопровождении других подразделений.
"Пантера".
Этот танк по советской классификации проходил как тяжелый.
"Пантеры" были в составе двух батальонов - 51м и 53м, объединённых перед Курской битвой в 39й танковый полк. Обучение личного состава батальонов велось первоначально на "четверках" и лишь в мае 1943 года эти подразделения получили по 96 новых танков "Пантера". В начале июля полк (96 танков в каждом батальоне и 8 штаб - всего 200 единиц) был переброшен к линии фронта. На марше от ж/д станции сгорели "по техническим причинам" два танка. Полк "Пантер" был придан дивизии "Великая германия"(Pz.Gren Division Großdeutschland). Каким именно образом была организационно реализована так называемая "Пантер-бригада" на самом деле не вполне ясно, зато прослеживается штаб 10-й танковой бригады, созданный непосредственно перед Курской битвой для обеспечения взаимодействия с танковым полком и другими подразделениями "Великой Германии".
Высокий потенциал этой боевой машины в ходе Курской битвы не был полностью раскрыт из-за недостаточного освоения личным составом и имевшихся технических проблем. В литературе есть цитаты из журнала боевых действий 48 танкового корпуса на эту тему - "Танки Пантера не имеют навыка тактического взаимодействия в составе батальона, радиосвязь между машинами не отработана на практике".
12 июля 1943 года командир 10-й бригады полковник Деккер направил рапорт генералу Гудериану, где дал оценку высоким боевым качествам нового танка (приведен эпизод поражения средних танков "генерал Ли" с 2200 метров) и объяснял причину высоких потерь этих боевых машин. В частности было сказано, что "... В отличии от "Тигра" бортовая броня не является неуязвимой для 76-мм противотанковых снарядов (в смысле бронебойных по-нашему - прим автора) Орудие танка по своим качествам является исключительным". Орудие "Пантеры" действительно было самым эффективным противотанковым средством на тот момент, однако в атаке на укрепленные позиции пехоты новые машины проявили себя не лучшим образом - к вечеру 11 июля в строю было всего 38 "Пантер", 31 числилась в безвозвратных потерях, а 131 "нуждались в ремонте".
Средний танк PzIV.
В начальный период ВОВ советский средний танк Т-34 однозначно превосходил немецкую "четверку" модификации Е и F по показателям защищенности, маневренности и бронепробиваемости танкового орудия, которое на немецких машинах было короткоствольным, рассчитанным на поддержку пехоты. Однако к началу Курской битвы все было уже совсем не так. В серию пошла модификация F2 с длинноствольным орудием, а затем различные накопившиеся доработки обозначили как модификацию G. Официально она "стартовала" летом 1942 года. В процессе выпуска длинна ствола орудия была увеличена с 43 калибров до 48, а однокамерный дульный тормоз заменен на двухкамерный. Перед началом Курской битвы в танковых дивизиях Вермахта и СС находилось 895 танков PzIV L/48 (это могут быть только поздние G и H) и 54 танка с короткой пушкой L/24 - возможно это оборудованные противокумулятивными экранами машины модификации Е. Танковое орудие 7.5-cm KwK 40L/48 уверенно поражало все типы советских танков на реальных в данной местности дистанциях боя. C расстояния 1500 м бронепробиваемость по немецким данным составляла порядка 75 мм. Методики расчета этого параметра у нас и у них были разными, сравнивать их "в лоб" не корректно.
Средний танк PzIII.
1943 год стал лебединой песней "троек", резервы конструкции которых были исчерпаны. Первоначальный план выпуска модификации L был заметно сокращен в пользу танков огневой поддержки Ausf N. Однако разнесенное бронирование и достаточно мощная пушка все еще позволяли этим танкам бороться с советскими Т-34 почти на равных. Легкие же танки Т-70 "трешкам" уступали однозначно по всем параметрам. Танков PzIII с пушкой L/60 было достаточно много -582 единицы. С пушкой L/42-еще 109. PzIII Ausf N насчитывалось еще минимум 172 единицы.
Танки других типов.
На вооружении Вермахта и войск СС состояли также легкие танки - в разведывательных и штабных подразделениях (107 PzII и 12 Pz38(t), а также специализированные командирские машины( до 10 машин на дивизию). Кроме того, имелись огнеметные танки Flammpanzer как минимум в 6й и 11й танковых дивизиях и дивизии "Великая германия"(Großdeutschland) - всего 41 штука. В дивизиях СС (в основном) использовалось до 30 советских трофейных танков Т-34.
Штурмовые орудия и самоходные артиллерийские установки.
В отличии от Красной Армии, класс боевых машин, именуемых САУ (самоходные артиллерийские установки) у немцев был представлен весьма разнообразно - и по типам машин, и по назначению и войсковой принадлежности. Подобная техника имела в армии Германии явно выраженную специализацию - огневая поддержка преимущественно с закрытых позиций, огневая поддержка "прямой наводкой" в боевых порядках пехотных и танковых подразделений, противотанковая оборона, штурм укрепленных позиций и пр.
Отдельным классом самоходных артиллерийских установок были штурмовые орудия. Первые варианты на базе среднего танка PzIII имели короткоствольное 75мм орудие, но позднее "Штурмгешютцы" (Sturmgeschütz )трансформировались в хорошо защищенные и имеющие низкий силуэт истребители танков. Имелись также машины, вооруженные 105мм гаубицей - Sturmhaubitze 42. Значительное количество подобной техники имелось в составе пехотных дивизий и различных отдельных подразделениях - не менее 455 StuGIII и StuG40 и порядка 100 StuH 42. Кстати штурмовая гаубица является однотипной по сути боевой машиной с советской САУ СУ-122, применявшейся советскими войсками на Курской дуге, но в заметно меньших количествах.
Штурмовые орудия на базе PzIII активно использовались Вермахтом и войсками СС на всех фронтах. К 1943 году это были модификации F и G, вооруженные длинноствольным орудием StuK 40 L/43 , а позднее длинну ствола увеличели до 48 калибров. За счет низкого силуэта защищенность машины в лобовой проекции была весьма высокой - 80 мм у модификации G. В обороне закопанное в землю штурмовое орудие было смертельно опасным для атакующих советских танков.
В артполку танковых дивизий СС на тот момент имелись самоходные артиллерийские орудия "Веспе" 105мм и "Хуммель" 150мм. Видимо наличествовали они и в других подразделениях - "Хуммелей" было не менее 55, "Веспе" по идее должно быть больше, точных данных автор не имееет.
Кроме танков и САУ в составе механизированных и танковых дивизий Вермахта и СС имелось большое количество бронеавтомобилей и бронетранспортеров, многие из которых по своим боевым возможностям соответствовали советским легким танкам. Полугусеничные бронетранспортеры могли действовать совместно с танками и САУ, на их основе выполнялись также самоходные установки с 75мм пехотным орудием или 81мм минометом и другие боевые машины. Учет потерь таких машин велся отдельно от танков, тяжелых САУ и штурмовых орудий, что значительно уменьшало восприятие реального ущерба, нанесенного советскими войсками немецким танковым и мотопехотным дивизиям.
Летом 1943 года немецкие танковые войска достигли пика своего развития. Советские - с трудом восстановлены после тяжелейших боев 1942 года. И тем не менее Курская битва стала последней (и однозначно неудачной) попыткой Германии перехватить стратегическую инициативу. Мощь Красной армии в последующий период лишь нарастала, промышленность полностью перешедшая на военные рельсы и восстановившаяся поле эвакуации многих предприятий на восток страны наращивала выпуск танков. самолетов и другой боевой техники. Вскоре появятся и новые советские танки, которые превзойдут немецкие уже и качественно.
Автор готов внести в публикацию изменения по вашим мотивированным и корректным замечаниям.
Благодарю за внимание к каналу.