Порой незначительный промах, безделица, на первый взгляд, может наложить роковой отпечаток не только на всю последующую жизнь человека, но и поставить под удар всех его потомков.
Такое происшествие случилось с Абдул-Мурзой из рода Юсуповых в городе Романове (ныне Тутаев), который был подарен Юсуповым царем Федором Иоанновичем. Однажды Абдул-Мурза принимал патриарха Иоакима. Дело было в страстную пятницу и хозяин то ли по незнанию православных обычаев, то ли по халатности, подал на стол гуся, которого повар приготовил под рыбу. В то время повара знатных вельмож были так искусны, что могли из рыбы изготовить блюда по виду и вкусу не отличающиеся от дичи, птицы или свинины. Патриарх отведал гуся, приняв за рыбное блюдо, а проведав про обман, разгневался и пожаловался царю Федору Алексеевичу.
Набожный царь в гневе поставил Абдул-Мурзу перед выбором – принять православие и сохранить богатства, добытые на царской службе, или лишиться всего. Три дня понадобилось Абдул-мурзе на размышления, он выбрал богатство. С тех пор род Юсуповых стал одним из самых богатых в Российской империи. Но счастья богатство не принесло. По легенде, крестившемуся новообращенному Дмитрию в ночь послышался внятный голос, произнесший страшное проклятье: «Отныне за измену вере не будет в твоем роду в каждом его колене более одного наследника мужского пола, а если их будет больше, то все, кроме одного, не проживут долее 26 лет».
Можно было бы не обращать внимание на суеверия, но случилось все так, как было предсказано. На протяжении четырех веков в каждом поколении Юсуповых оставался только один наследник.
А изображение гуся стало для Юсуповых символом принятого решения, повлиявшего роковым образом на судьбу рода. Его можно увидеть во всех юсуповских дворцах.
Зато каждый живой наследник как будто притягивал сокровища. Во владении семьи Юсуповых в России было более 50 дворцов.
Сын бывшего Абдул-Мурзы Григорий Дмитриевич был другом детства и ближайшим сподвижником Петра I. С сыном Петра Алексеем состоял в переписке долгие годы, вражда и взаимная неприязнь отца и сына очень огорчала его.
По иронии судьбы ему пришлось возглавить комиссию по делу царевича Алексея, присутствовать при пытках и подписывать приговор наследнику. Говорили, что царевич тоже предрек беду как роду Романовых, так и роду Юсуповых, тем самым усилив силу проклятия.
Борис Григорьевич Юсупов окончил училище гардемаринов во Франции. При Анне Иоанновне и при Елизавете Петровне неоднократно награждался как за гражданскую, так и за военную службу. А в год рождения долгожданного наследника получил высший орден Российской империи – Святого Апостола Андрея Первозванного. Был губернатором Москвы, Главным директором Ладожского канала, руководил Шляхетским Сухопутным Кадетским корпусом, где произвел немало полезных изменений. Главным изменением был переход преподавания с немецкого на русский язык и ограничение числа обучающихся иностранцев (при Бироне составлявших большинство).
Николай Борисович Юсупов – блестящий екатерининский вельможа, дипломат, с детства владел пятью языками. Большую часть жизни провел за границей. Был знаком с Людовиком XVI и Марией Антуанеттой, с Фридрихом Великим. Был награжден всеми орденами Российской империи. Николай Борисович блестяще организовал работу Императорского фарфорового завода, был первым директором Эрмитажа, возглавлял все императорские театры. Ему удалось собрать прекрасные, уникальные художественные произведения для Эрмитажа, Гатчинского дворца, Павловска и для своей личной коллекции. Про князя ходили слухи, что он масон, что в Париже выпил эликсир жизни, так как имел множество любовниц и в 80 лет прижил двух сыновей от молодой наложницы-балерины. Скончался он от холеры. Из всех его многочисленных законных и незаконных детей в живых остался один наследник – князь Борис Николаевич.
Борис Николаевич Юсупов был в юности игрок, но с возрастом остепенился и даже стал рачительным хозяином. Получив в наследство огромное недвижимое имущество и долги – 2 млн. рублей, сумел быстро привести дела в порядок. В обществе не блистал, как его отец, слыл скаредным и странным. Это был человек другого склада, практичный, прямой, лишенный дипломатических уловок и барских замашек. Отпустил на волю всех своих крепостных, регулярно инспектировал свои поместья в 17 губерниях, которые при нем благоденствовали. Занимался благотворительностью, заботился о крестьянах, был попечителем приютов и богадельней. Первая жена его умерла родами, вторая – красавица Зинаида Ивановна Нарышкина родила наследника и мертвую девочку. Узнав о проклятии, прекратила супружеские отношения отказавшись «рожать мертвецов».
Николай Борисович Юсупов стал последним представителем мужской линии рода Юсуповых. Женившись на двоюродной сестре Татьяне Александровне Рибопьер, имел сына, умершего в младенчестве и двух дочерей – Зинаиду и Татьяну. К сожалению, проклятие рода Юсуповых касалось не только мужчин, но и женщин.
Обе дочери были красавицами. Старшая – Зинаида однажды заболела и доктор Сергей Петрович Боткин объявил положение безнадёжным. Началось заражение крови. В горячечном бреду Зинаиде привиделся Иоанн Кронштадтский, которого по её просьбе, пригласили. Священник, положив руку на её голову, помолился вместе с ней, и безнадежная больная пошла на поправку. Тогда Зинаида не знала о семейном проклятии, но впоследствии была уверена, что своим выздоровлением обрекла на смерть младшую сестру.
Татьяна дожила только до 22 лет и скончалась при странных обстоятельствах: то ли от тифозной горячки (как было объявлено), то ли от несчастной любви к князю Павлу Александровичу.
А Зинаида Николаевна будучи замужем за Феликсом Феликсовичем Сумароковым-Эльстон, передала ему свой княжеский титул вместе с фамилией Юсуповых. Вместе с фамилией передалось и проклятие. Из четверых сыновей супругов двое умерли в младенчестве.
Старший из оставшихся сыновей Николай, узнав о проклятии от няни, просил мать не иметь больше детей. Но родился Феликс и проклятие в свое время исполнилось. Не дожив до 26 лет полгода Николай, к огромному горю матери, был убит на дуэли мужем любимой женщины.
Мистические злоключения Юсуповых оказали влияние на судьбу России. История, конечно, не терпит сослагательного наклонения, но если бы…. Если бы умерла Зинаида а не Татьяна, или по просьбе сына Зинаида не родила бы Феликса – организатора убийства Распутина…. Кто знает, может быть, как предсказывал старец, Россия была бы в числе победителей в Первой мировой, Николай II, не отрекся бы от престола, в свое время царевич Алексей наследовал трон, миллионы людей остались бы живы…