Леонид Плашкин из Москвы спрашивает: «Почитал у вас на сайте Гильдии про SbA. Оказывается, именно поддержкой действием я и занимаюсь, а думал, что консалтингом. Не могу сказать, что уверен на 100%, потому что и обучаю, и консультирую, но при этом стремлюсь помочь клиенту именно создать систему, а не просто продаю программное обеспечение. Хотел бы чётко спозиционироваться, так как шатания мешают моей уверенности в переговорах с клиентами. Если у вас есть какой-нибудь яркий пример именно SbA подхода и его отличий от консалтинга – было бы здорово о нём узнать».
Уважаемый Леонид. Спасибо за Ваш вопрос. Это – хороший повод отметить, что сам по себе SbA-подход придуман не Kinsmark. Мы лишь описали его язык, смыслы, ориентиры и методы, осознав логику обобщённого опыта и увидев в нём закономерности.
Как в наёмном сотруднике узнать SbA-практика
Если поставить рядом двух толковых руководителей отделов маркетинга со схожими задачами, но из разных компаний, то сказать сходу, кто из них SbA, а кто «просто здесь работает», будет непросто. Именно! Ни другие штатные сотрудники, ни сторонние наблюдатели и не должны замечать разницы. Она известна только нанимателям (для средних предприятий нередко только генеральному директору) и заключается в качестве экспертности и в отношении разных людей к работе. И то и другое напрямую связано с характером человека. Рассмотрим, как этот характер проявляется в служебном поведении.
«Обычный наёмник» отработал своё служебное время (или сверх того) – и к семье, к любимому хобби и прочему, что к работе не относится. Бытие его делится на «я на работе и умом и тушкой» и «я не на работе». Работа для него является средоточием всего, что связано с личной экономикой и будущим: это источник доходов и профессионального роста, центр социальных связей и эмоциональной подзарядки. В силу такой завышенной важности текущего места работы в жизни наёмника, для неё характерны: усердие как стремление что-то кому-то доказать («смотрите, я соответствую должности»), эмоциональная уязвимость и приятие близко к сердцу всего там происходящего, ожидания от руководства признания, уважения, повышения и т.д.
Вы скажете, что такой наёмник не вполне обычный. Обычным, в смысле наиболее распространённым, стоило бы назвать того, кто работает «от сих и до сих», кто избегает ответственности, для кого привычны такие эмоции, как недовольство начальником, страх проявить некомпетентность, опасения невыплат зарплаты/премии, радость от появления корпоративных социальных программ (прививок, яслей, корпоратов). Здесь же готовность учиться только за счёт компании и там, где скажут, и неготовность что-то менять даже с целью улучшений... Что ж, представления об обычном в культуре развития и в культуре стагнации различны. Такого «обычного наёмника» в контексте разговора о развитии мы не рассматриваем вообще.
Потенциальный SbA-практик работает честно и в меру своих сил. Он не против улучшений, но до поры до времени воспроизводит «Сценарий безоружного». От уже работающего в компании SbA-практика его отличает прежде всего невладение предметом «управление изменениями». Он не профессионал перемен, а всё ещё любитель. Однако, он обладает рядом качеств, которые могут привести его к мысли о необходимости изучения данного предмета.
SbA-специалист (необычный наёмник) рассматривает компанию как этап на своём жизненном пути, который тем удачней, чем больше в нём он развивается. Бытие SbA-специалиста можно условно разделить на четыре сферы:
- область человеческой (биолого-социальной, бытовой и гражданской) самореализации: любовь, семья, организация жизни, отношения с обществом;
- область профессиональной самореализации (экономика, финансы, маркетинг, IT-, ботаника, музыка, инженерия, производство конкретных изделий/услуг и т.д.),
- сфера личностного роста (отношения с Абсолютом) и творческой самореализации;
- текущий проверочный этап своих способностей зарабатывать Х, решать задачи уровня Y, достигать взаимопонимания с людьми Z и т.д.
Работа, как вы понимаете, относится к 4-й сфере. Развивается такой маркетолог быстрее той компании, в которой работает, поэтому больше, чем на три года, он редко где задерживается.
Исключением может быть включённый в процессы акционер. Если его личный рост и развитие фирмы идут согласованно, то занятость может длиться дольше. Однако в силу того, что у любой живой системы есть периоды стагнации (отдыха, выдоха), маловероятно, что человек не найдёт себе другую занятость уже после второго такого периода.
Портрет подробнее
Потенциальный SbA-практик на своей работе (сфера №2) по-хорошему помешан, поэтому, выйдя из одного офиса, он идёт либо в ещё один, либо в домашний. Он читает спецлитературу и участвует в различного рода профессиональных проектах (конференциях, внедрениях, консультациях и т.д.). К этой второй жизни вне офиса работодатель его часто ревнует. Да и вообще слегка его недолюбливает за то, что ни через какие страхи или комплексы наш товарищ не управляется.
Работодателю некомфортно сознавать, что в отличие от предыдущего примера, этот сотрудник за месячную зарплату душу ему не продавал и в вечной преданности только этой компании не клялся. Если для первого есть работа, а всё остальное вокруг неё, то для этого – есть профессия, как призвание, и всё вокруг этого. И работодатели тоже. Для SbA своё Дело (не путать с бизнесом) – величина постоянная, а работодатель – переменная. Та компания, где нет развития, где дела меньше, чем бразильских страстей и суеты по созданию видимости всеобщего благоденствия, ему не интересна.
SbA-практик не просто маркетолог или финансист (логистик, автоматизатор и т.д.), он – развивающий маркетолог, развивающий финансист. Люди, для которых непостижима ценность развивающей самореализации в профессии, подозревают его в жажде признания и самопиара. Уровень осознанности, который демонстрирует SbA-практик, раздражает и кадровиков, поскольку они усматривают здесь вызов своим представлениям о селф-менеджменте.
SbA-специалист имеет портфельный тип карьеры, что во многом определяет его служебное поведение.
Цена свободы
Когда на пороге чужого офиса появляется консультант (консалтер), то он весьма трепетно относится к собственной независимости. Иногда слишком трепетно. При полном позитиве и открытости, он заметно дистанцируется от клиента и не воспринимает его как работодателя в традиционном смысле этого слова. Он готов помогать всеми силами, но сбоку. Таков сторонний внедренческий консалтинг. А специалисты – при всём уважении – консалтеры, а не SbA.
Поддерживать действием внутри – это стать (пусть и на время) неотъемлемой частью, потерять тут самую различимость, о какой говорилось выше. Юридическим языком выражаясь: необходимо забыть о статусе, стать проще и... устроиться в штат. И не только потому, что так удобнее работодателю, а потому, что улучшить что-либо живое можно только изнутри. Желание остаться сбоку выдаёт невладение системным управлением изменениями, что является главным фактором, отличающим SbA-практика. Антикризисные управляющие и интеримы, когда не страдают болезнью временщика (и создают, а не разоряют) – они тоже SbA.
Консалтеры часто выдают себя неспособностью и нежеланием работать с заказчиком, «не готовым к переменам». Наши коллеги знают, что не бывает готовых к переменам работодателей – кто-то делает их готовыми. И быть этими «кто-то» консалтеры не хотят. Кто-то другой должен расходовать силы и эмоции на то, чтобы создать благоприятный расклад для их появления в дверях кабинета щедрого заказчика. Кто-то другой должен их продать.
Не стоит путать эту ситуацию с хорошо известными HR-ам уговорами гендиректоров рассмотреть того или иного кандидата на вакансию, ту или иную тренинговую компанию и т.п. Поиск исполнителя конкретной понятной задачи и поиск будущего «ответственного за ход перемен в компании» – разные вещи.
То есть, SbA-подход отличается приятием текущего положения компании в качестве исходных обстоятельств.
SbA-специалист не начнёт проект изменений, для которого недостаёт ресурсов (включая внутренние экологические условия и отношение заказчика), но он не станет ждать, пока все эти условия создаст для него кто-то другой. Его не остановит и перспектива стать для компании «Первой штангой», он просто скорректирует в связи с этим свой личный план.
Приходить на готовое не в стиле SbA-практика ещё и потому, что согласно правила № 18 ипрувмента, первым шагом вперёд всегда является шаг назад. Убедиться в деле, что компания к развивающей инициативе готова, он предпочитает сам.
Строительная помощь
Если в компанию приходит не один человек, а несколько (проектная группа или компания с интеллигентным юрлицом), то отличить SbA-подход от консалтингового можно и здесь. Для этого поставим во главу угла Созидание и посмотрим, кто же будет им заниматься.
Самый яркий пример созидания – стройка.
- Строительные бригады, которые за вас возводят стены и вбивают гвозди – SbA.
- Дизайнеры, контролирующие процесс реализации собственного замысла – консалтеры.
- Специалисты местной домоуправы, подсказывающие, как обстоит дело с коммуникациями – консультанты.
- Эс-би-эйщики, если всё ломают «до основания, а затем» создают на ровном поле принципиально новое – практики реинжиниринга. Если усовершенствуют уже существующее в цехе (то, как замешивают краску, или как производят монтаж) – они практики кайдзен, если улучшают существующее в офисе (управление проектом) – практики импрувмента.
Проекты тоже бывают разные и не только по бюджету, сложности или широте сметы, но и по отношению к происходящему. В качестве кейса, увы, ни один из известных отечественных строительных TV-проектов я предложить не могу. Как и во многих наших торговых компаниях, где Клиент – «это признак документа 1С Реализация», так и в российских ТВ проектах – он счастливчик-обыватель, даче или квартире которого выпала удача стать площадкой для демонстрации возможностей фирм-спонсоров. Принимая объект, осчастливленные очень редко демонстрируют искренность. А принудительный пылесос, фильтр для воды или другие подарки рекламодателей воспринимаются так обыденно, как и титры в конце программы. Им, как и титрам, можно и вовсе не радоваться.
К счастью, TV-проект, получивший наши зрительские симпатии, нашёлся. Это программа Construction Intervention канала Discovery 2010 года. Благодаря @discoverychannel, вы можете посмотреть несколько выпусков, не выходя из кейса.
Краткий курс SbA в картинках
За 5 дней (4 рабочих дня) команда профи под руководством Чарли Фраттини (Charlie «The Bulldog» Frattini) превращает безнадёжный строительный объект в законченный, современный и функционирующий спорт-клуб, дискотеку, парикмахерскую, ресторан, детский сад и т.д. Они приходят туда, где до них были другие строители и дизайнеры, где было много попыток довести дело до конца, где хозяева проекта вложили все силы и сбережения, но так и не смогли воплотить идеи в жизнь. В российской сетке вещания программа называется «Строительная помощь».
Для целей данной статьи нам придётся принять происходящее в шоу за чистую монету. Это допущение сознательное, оно помогает обучению на аналогах, но не призывает верить на слово кинофильмам и другой видео-продукции (у её создателей совершенно другие цели).
Герои программы – это всегда люди, которые много работают, и которые хотят сделать что-то важное для других, улучшить район, где они живут, реализовать мечту, в которой есть нечто большее, чем ремонт в помещении. Если бы наши чиновники действительно хотели поддерживать малый и средний бизнес, то учились бы этому у таких программ, как Construction Intervention, потому что это поддержка действием в чистом виде.
Посмотрите хотя бы один выпуск программы – и вы почувствуете разницу. Вы не найдете упоминания поставщиков строительных товаров, но вы увидите много больше того, на чём я хочу остановиться в контексте этой статьи.
Как яркий пример SbA-подхода работу команды Чарли Фраттини характеризует следующее:
1. Руководитель проекта – практик, знаток своего дела, лидер и авторитет для проектной команды. Портфельный тип карьеры. Пренебрежение регалиями и учёными степенями не как позиция, а как парад приоритетов. Интерес к сложным проектам не как повод для ложного героизма, а как способ самосовершенствования. Отношение к заказчику партнёрское и уважительное. Учёт его пожеланий – не рамки для фантазии, а минимум, который нужно превзойти.
2. Сроки для SbA – это святое. Дело не в спортивном интересе и не в аккордных работах, сулящих хорошие премиальные. Дело
– в высокой планке, поставленной собственным возможностям;
– в верности данному слову;
– в готовности показывать класс и высокое качество;
– в желании сделать то, что ещё не делали, взять очередную вершину;
– победить обстоятельства;
– воодушевить отчаявшегося заказчика, которому дан шанс снова забыть слово «невозможно».
3. SbA-команда – это союз мастеров своего дела с общим видением того, как нужно решить задачу. Это puzzle, сложившийся в лучших традициях Kin-отбора. Это умение договариваться и ориентироваться в форс-мажорных обстоятельствах. Это готовность идти на компромиссы и проявление способности к альтруизму.
4. Каждый участник проектной группы является профессионалом в какой-то своей области, его мнение в спорной ситуации является экспертным, а слово последним. Понимая, насколько велика ответственность, как важно не подвести команду, эксперт всегда спросит мнения того, кто может знать больше. Будучи в SbA-проектах узким специалистом, в жизни он, как правило, разносторонне развитый человек. Практики SbA любознательны и постоянно учатся друг у друга.
5. SbA – мертвая зона для HR. Кадровики часто не способны понять, что повышенный тон в работе SbA-команд несёт в себе совсем иное эмоциональное содержание, нежели то, какое они привыкли в нём усматривать. Работа (особенно трудная по технике исполнения, срокам и ресурсам) лучше делается там, где нет фальшивых целлулоидных улыбок, тихой вкрадчивой речи и всеобщего лицемерия.
6. SbA-подход означает, прежде всего, работу на результат. SbA не против промежуточной отчётности, но если вы будете интересоваться общей картиной каждые 5 минут, то кроме бардака ничего не увидите. Картина сможет сложиться воедино только к оговоренному сроку. Заказчикам нередко со стороны кажется, что работы ведутся хаотично и несистемно. Это вызывает у них беспокойство и желание вмешаться. Поэтому SbA-специалисты предпочитают в самую горячую пору общаться с заказчиками через их доверенных лиц.
Люди SbA в целом отличаются самой низкой потребностью общения с генеральными и собственниками и никогда не участвуют в соревновании с другими топ-менеджерами за расположение босса. Такое отношение к себе-любимым первые лица принимают далеко не всегда.
7. Если клиент/работодатель/заказчик готов слушать – SbA-специалист будет объяснять столько, сколько нужно. Если нет желания вникать в аргументы, но есть доверие к практику – он будет брать на себя ответственность за результат, снимая с заказчика груз «принудительного творчества» и необходимости «нарисовать несуществующее животное». Заказчик, как любой человек, не может хотеть того, чего не видел, и не знает, чего именно он не знает.
8. SbA-команды приходят, чтобы работать, поэтому вы не увидите дорогих костюмов, золотых оправ или перьев. Самобрэндинг – последнее занятие в рейтинге привлекательности для SbA-специалиста. Это люди с позитивной мотивацией на созидание и получение впечатлений от сотворчества. Это высокопрофессиональные и при этом демократичные личности. Они могут быть увлечёнными и эгоистичными фанатиками на пути к результату, но плодами их труда пользуются все.
Бизнесмен, для которого его компания – результат труда и многолетних усилий, скорее всего, получит в итоге и радость от переживания финала проекта. Практики SbA разделяют с ним радость победы искренне, не узурпируя право на неё. Эта победа становится для окружающих вдохновляющей историей успеха.
Если вы следите за нашими публикациями, то можете сказать: «Ну как же! Ведь шефы Роберт Ирвин и Антонино Каннаваччуоло работают с компаниями так же. Почему же они – отрицательные примеры, почему не SbA?». По форме – почти SbA, а по содержанию – только Ирвин. Именно поэтому у Фраттини есть выпуск с проверкой того, как компания работает спустя месяцы и годы после проекта, а уважаемые шефы предпочитают не упоминать процент заведений, которые вскоре после их помощи перестали существовать.
Истинные лидеры могут составить с SbA-специалистами настоящую непобедимую Команду. Аргументы в стиле «SbA хороши лишь в забегах на короткие дистанции» несостоятельны. Не с каждой компанией SbA выйдет на старт марафона. Отношения с лучшими заказчиками SbA-практики поддерживают долгие годы, а с партнёрами сотрудничают так долго, сколько те готовы развиваться, созидать и делать мир лучше.
Автор: Маркушина Елена Геннадьевна (СПб, elena-markushina.com) – профессиональный директор по развитию организаций, основатель профсообщества Kinsmark.com, эксперт по управлению изменениями, преподаватель менеджмента.
От Редакции
Эта статья написана живым человеком без применения нейросетей, приложений и т.п. В неравной борьбе каналов за читательское внимание, пожалуйста, поддержите нас подпиской и лайком. Это добавит нам положительной мотивации продолжать работу. Вы также можете влиять на редакторскую политику, сообщив в комментариях, о чём в рамках наших тем вы бы хотели прочесть в будущих публикациях.
Подборка Профессия РАЗВИВАЮЩИЙ
Подборка УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ