Как говаривал старина Бисмарк:
«Из двух наций, заключивших между собой союз, одна является рыцарем, а другая мулом, и Германия должна обеспечить себе место рыцаря. Но ещё никто не мог открыть глаза глупому мулу и показать ему, куда он бредёт».
Однако, для отношений нацистской Германии и Императорской Японии сравнение с рыцарями и мулами, выглядит слишком поэтичным. Союз больше представлял собой противоестественные отношения жабы и змеи, полные взаимных подозрений и двуличия.
Несмотря на то, что в предвоенные годы и в период Второй Мировой войны стороны нуждались во взаимной политической поддержке и тесном экономическом сотрудничестве, в целом, германо-японские отношения находились в стадии глубокого кризиса.
Для понимания действий сторон, здесь необходимо провести небольшой географический экскурс. В отличие от Германии, имевшей единственное направление экспансии – «дранг нах Остен» (на западе быстро утыкаешься в Атлантическое побережье), вытянутая в широтном направлении Япония географически имела два вектора наступления – западный (в Китай) и южный (в Юго-Восточную Азию и Индонезию). На востоке от островов лежали бескрайние просторы Тихого океана, а на севере малообжитые пустынные территории Колымы. Причём за экспансию в Китай выступало армейское командование и завязанные на него политические и экономические круги. В противовес им, наступление в южном направлении лоббировал Императорский флот, обладавший не меньшей поддержкой военно-промышленной олигархии.
В преддверие Второй Мировой войны японские дипломаты вели тяжёлые переговоры с представителями Германии о заключении военно-политического договора, направленного против Советского Союза. Однако в их разгар сенсационно прогремели известия о подписании советско-германского пакта о нейтралитете, совпав по времени с боевыми действиями на Халхин-Голе. Новость, расцененная японцами как откровенное предательство немцев, вкупе с сокрушительным поражением Квантунской армии, немедленно привела к политическому кризису в стране Восходящего солнца и целой чреде смен правительств. Приверженцы сухопутной стратегии полностью обанкротились и им на смену пришли сторонники морской силы.
Советско-германские договорённости послужили предпосылкой к охлаждению отношений между Германией и Японией. В дальнейшем, несмотря на заключение Тройственного пакта, страны продолжали в своей внешнеполитической деятельности исходить из собственных интересов. Причём японцы, при подписании пакта, не взяли на себя никаких конкретных обязательств в вопросе вступления в войну против Советского Союза и Великобритании. Мало того, не считаясь с позицией Германии, Япония пошла на заключение точно такого же пакта о ненападении с СССР, для того чтобы оставить себе свободу маневра и выступить на стороне победителей в наиболее благоприятный для страны момент.
Однако, после разгрома Вермахтом Франции, Голландии и Великобритании, бесхозные колонии оказались слишком лакомым куском, чтобы от него можно было отказаться. Южное направление стало для Японии исключительно привлекательным. Кроме того, бензина в костёр подливали сами немцы, предлагая так называемый «сингапурский вариант» - стремительный удар по жемчужине Британской Короны в Юго-Восточной Азии – Сингапуру, причём даже без объявления войны. Тем самым Германия пыталась убить сразу двух зайцев - подталкивала Японию «сжечь мосты», выступив на стороне стран «Оси» и уничтожить ключевую позицию Великобритании в Юго-Восточной Азии, что в перспективе могло вывести Британскую Империю из войны. Причём Германия, не уведомляя японцев о подготовке к операции «Барбаросса», намёками, косвенно, гарантировала безопасность от удара со стороны СССР. Однако интрига была бы не полной, если не вспомнить о следующем факте – в то же самое время, Япония играла свою игру и, всячески подчёркивая неприемлемость нападения на США, в тайне от Германии, уже готовила атаку на американские базы. Фактически, обе стороны невольно готовили удавку друг для друга, втягивая союзника в войну на два фронта.
Кроме того, японцы, набирая темп, начинали политически переигрывать немцев, укрепляя свои позиции в регионе. Воспользовавшись первыми поражениями Вермахта на Восточном фронте, они продавили подписание соглашения о разграничении сфер влияния между странами «Оси». Зона интересов Японской Империи на западе проходила почти по широте Уральского хребта, а на востоке, по западному побережью американского континента, включая Австралию, Новую Зеландию и Индонезию. В зону интересов Германии и Италии попадали территории от Урала, до восточного побережья обеих Америк, Африка, Ближний и Средний Восток.
Однако, даже поделив мир и отхватив наиболее лакомые куски, стороны так и не смогли договориться о координации усилий в военной сфере. В основном действия войск были направлены на обеспечение своих внешнеполитических и экономических интересов.
Так, например, начиная с 1942 года, Германия неоднократно поднимала перед Японией вопрос об открытии боевых действий против Советского Союза. Однако японцы, несмотря на то, что занимали враждебную позицию по отношению к СССР, сковывая на Дальнем Востоке до четверти советских войск, постоянно уклонялись от прямого ответа. Со всей восточной витиеватостью, они заявляли, что вступление Японии в войну против СССР повлекло бы излишнее распыление сил Империи, что в конечном счёте отрицательно бы сказалось на общей стратегической обстановке. Хотя все понимали – японцы пристально отслеживают ситуацию и ожидают только благоприятной обстановки – начала развала Восточного фронта для перехода в наступление и занятия советских территорий.
Но настоящим шоком, для ничего не подозревавших немцев стало нападение Японии на США. Даже обретавшийся в Берлине японский посол Осима находился в полной прострации, узнав об атаке на Перл-Харбор из радиотрансляции Би-Би-Си. Пытаясь хоть что-то выжать из сложившейся ситуации, Германия, «выполняя взятые на себя обязательства», объявила войну США, ожидая от Японии в качестве ответного дружественного шага, хотя бы формального объявления войны СССР. В ответ японское правительство лишь сердечно поблагодарило немцев за оказанную поддержку. Вероломное поведение японцев приводило Гитлера в ярость. Как говорил фюрер генералу Йодлю в апреле 1943 года:
«Я не верю ни единому их слову. Они ничего не рассказали нам о своих кораблях и вдруг оказались там с самыми большими кораблями в мире. Они ничего не рассказывали об авианосцах, и вот откуда ни возьмись у них самое большое количество авианосцев. Они не сказали, говорю вам, ни слова. Если у них действительно есть какие-то планы, мы никогда о них не услышим, а если они скажут нам, что планируют операцию на севере, я скорее сделаю вывод, что что-то затевается на юге.»
Подсластили горькую пилюлю лишь Кригсмарине, скромно отметив, что нападение Японии на США всё же улучшило положение флота в Атлантике.
В 1943 году правящие элиты Германии и Японии почувствовали, что весы войны основательно качнулись в другую сторону. Дипломаты стран «Оси» лихорадочно начали искать пути к спасению, особо интересуясь контактами для заключения сепаратных переговоров. Однако и здесь стороны, не зная о предпринятых союзниками шагах, фактически вновь вошли в клинч друг с другом. Германия предприняла попытки заключить сепаратный мир с западными державами, чтобы все силы бросить на восток, для сохранения завоёванного жизненного пространства. Японцы, примерно в это же время, предложили свои посреднические услуги Советскому Союзу для заключения мира с Германией. Причём, предполагалось, что после заключения мира, вся мощь германских сил будет брошена на борьбу с Великобританией и США, то есть на защиту интересов Японии в Азии.
Советское правительство отказалось от услуг Японии и пресекло все попытки ведения сепаратных переговоров с Германией, направив главам Великобритании и США резкую ноту, в которой Сталин прямо обвинил союзников в сговоре с противником за спиной СССР.
Подводя итоги, можно сказать, что отношения между Японией и Германией в годы Второй Мировой войны были крайне нестабильными, отличались взаимным недоверием и неприятием партнёра, как надёжного союзника. Страны так и не смогли наладить стратегическое взаимодействие вооружённых сил, что во многом и привело государства «Оси» к поражению.
Инициатива к сотрудничеству чаще всего исходила от Германии, вынужденной практически в одиночку противостоять мощному антигитлеровскому военно-экономическому блоку. Япония же, не считаясь с интересами Германии, стремилась не ограничивать себя договорными рамками и при этом постоянно старалась улучшать свои позиции за счёт партнёра. Пользуясь необходимостью Германии иметь союзника на Дальнем Востоке, японские дипломаты добились признания своих интересов в Юго-Восточной Азии и вовлечения «Третьего рейха» в войну против США. Германское правительство, несмотря на целый ряд попыток, так и не смогло добиться вступления Японии в войну против Советского Союза в самое тяжёлое для Вермахта время.
В продолжение , хочу предложить Вам ещё статьи по "японской" тематике:
АВИАНОСЦЫ И ИГРАЛЬНЫЕ КОСТИ
ПОСЛЕДНЯЯ НАДЕЖДА ИМПЕРИИ. ПОДВОДНЫЕ АВИАНОСЦЫ I-400
НОЧЬ "ДЛИННЫХ МЕЧЕЙ". СРАЖЕНИЕ ПРИ ТАССАФАРОНГЕ.
СКВЕРНЫЙ УГОЛ ТИХОГО ОКЕАНА. СРАЖЕНИЕ ЗА ТРОПУ КОКОДА.
Спасибо что дочитали до конца. Если понравилась публикация ставьте "лайк" и будете видеть посты чаще. И конечно же, подписывайтесь на канал, будет ещё много интересного.