Найти тему
ЧС ИНФО

Перезревшая проблема ускорения экономического роста. Колонка Владимира Клисторина

Экономика подобна езде на велосипеде: на высокой скорости опасно осуществлять маневры, при медленной скорости теряется устойчивость, а при стоянии на месте вряд ли удастся достичь цели поездки

Владимир Клисторин,
доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник ИЭОПП СО РАН
Владимир Клисторин, доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник ИЭОПП СО РАН

Прошло 15 месяцев с тех пор, как был опубликован майский Указ Президента № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», в котором была зафиксирована стратегия развития страны на среднесрочную перспективу. Среди прочих обозначено обеспечение темпов экономического роста в России выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности. Реализация всех остальных целей — от снижения уровня бедности и устойчивого роста доходов населения до ускорения технологического развития и темпов жилищного строительства — без этого просто невозможна, поскольку только экономический рост обеспечивает прирост ресурсов, необходимых для решения экономических и социальных задач. Не менее важно обеспечить и устойчивость экономического роста. Около 20 лет назад была провозглашена цель догнать и обогнать Португалию. Тогда этого сделать не удалось, как, впрочем, и сейчас. По номинальному ВВП на душу населения сейчас Россия отстает от Португалии в два раза, а с учетом паритета покупательной способности примерно на 10%. Но замысел был правильным. Среднегодовые темпы прироста ВВП с 1999 по 2008 год приближались к 8%, что привело к значительному росту доходов населения, позволило сократить уровень бедности в стране с 46 до примерно 15%, сформировать средний класс (правда, в основном в крупных городах), существенно увеличить инвестиции, в том числе и в жилищное строительство, инфраструктуру, сферу услуг и даже промышленность. Но самое главное — у большей части населения сформировался оптимизм, уверенность в том, что завтра будет лучше, чем сегодня.

Но последующие 11 лет запомнились двумя кризисами, и среднегодовые темпы прироста за этот период составили лишь 0,3%, а в целом за этот период экономика выросла на ничтожные 3—4%. Эти годы следует признать периодом стагнации и потерянным временем для развития экономики. Напомним, что после кризиса 2007—2008 гг. темпы прироста мировой экономики, как правило, не опускались ниже 3%, в Китае и Индии они составляли около 7%, в США почти 2% и даже в ЕС около 1%.

Обычно после кризиса и последующей рецессии начинается ускоренный экономический рост, называемый восстановительным. Этот термин ввел в научный оборот в начале 1920-х годов русский экономист В. Г. Громан, и он же показал, что такой рост объясняется снижением неуверенности хозяйствующих субъектов, преодолением дезорганизации и разрыва хозяйственных связей в период кризиса. Восстановительный рост осуществляется преимущественно на основе ранее созданных производственных мощностей и ранее обученной рабочей силы, т. е. требует минимума инвестиций. Но в истории нашей страны после кризиса 2015 года восстановительный рост почти не наблюдался. Это заставило экономистов заговорить об исчерпанности предыдущей модели экономического развития. Правда, сейчас эти разговоры как-то стихли.

Следует отметить, что вялый экономический рост последних лет сопровождается крайне неприятным явлением: некоторые важные отрасли экономики так и не смогли выйти на предкризисные максимумы. Если сравнивать объемы производства в марте 2019 года с пиковыми значениями в этом веке, то объем производства электроэнергии на 5% ниже, чем в 2006 г.; на транспорте на 20% ниже, чем в 2008 г.; в торговле на 8% ниже, чем в 2014 г. Таким образом, необходимость ускорения экономического роста и придания нового качества экономике страны, на что должна быть нацелена политика государства, давно назрела и даже перезрела.
Следует отметить, что вялый экономический рост последних лет сопровождается крайне неприятным явлением: некоторые важные отрасли экономики так и не смогли выйти на предкризисные максимумы. Если сравнивать объемы производства в марте 2019 года с пиковыми значениями в этом веке, то объем производства электроэнергии на 5% ниже, чем в 2006 г.; на транспорте на 20% ниже, чем в 2008 г.; в торговле на 8% ниже, чем в 2014 г. Таким образом, необходимость ускорения экономического роста и придания нового качества экономике страны, на что должна быть нацелена политика государства, давно назрела и даже перезрела.

Основным инструментом достижения целей призваны служить национальные проекты, обозначенные в том же майском указе, и должны не просто придать новый импульс отечественной экономике, но и существенно модернизировать ее структуру, обеспечить устойчивость развития страны. Правда, среди экономистов уже поселился пессимизм по поводу национальных проектов. Недавно академик
А. Г. Аганбегян, выступая в Институте экономики и организации промышленного производства СО РАН, сообщил, что, по мнению неназванных московских экспертов, суммарный вклад национальных проектов в ускорение экономического роста составит от 0,1 до 0,5 процентных пунктов. А если учесть, что существует лаг между изъятием ресурсов из экономики и расходами на приоритетные направления, то эффект может оказаться и отрицательным. Не случайно председатель правительства недавно предъявил претензии ряду министров в недостаточно оперативном исполнении указа и утвержденных программ. Кроме того, национальные проекты слабо скоординированы с макроэкономической политикой, главными игроками в которой являются Минфин и Банк России.

Пока же российская экономика продолжает замедляться, что отчётливо видно на рисунке 1. Ситуация напоминает 2014 год, когда замедление экономического роста наложилось на дополнительные факторы внешнеэкономического и политического характера, что обрушило экономику страны в рецессию.

Судя по данным Росстата, рецессия в России пока не наступила, но скорость снижения темпов экономической активности значительно выше, чем в 2013—2014 годах. Правда, Минэкономразвития РФ в своем обзоре картины экономики за первое полугодие опубликовало более оптимистичные данные. Указано, что прирост ВВП во втором квартале составил 0,8%, а за первое полугодие — 0,7%. Основным драйвером экономики стала промышленность, в основном, обрабатывающая. Другие отрасли, включая строительство, торговлю, транспортно-логистический комплекс, демонстрировали снижение или отсутствие роста. Особенно резко снизилась погрузка грузов на железнодорожном транспорте — на 3,7 % год к году.
Судя по данным Росстата, рецессия в России пока не наступила, но скорость снижения темпов экономической активности значительно выше, чем в 2013—2014 годах. Правда, Минэкономразвития РФ в своем обзоре картины экономики за первое полугодие опубликовало более оптимистичные данные. Указано, что прирост ВВП во втором квартале составил 0,8%, а за первое полугодие — 0,7%. Основным драйвером экономики стала промышленность, в основном, обрабатывающая. Другие отрасли, включая строительство, торговлю, транспортно-логистический комплекс, демонстрировали снижение или отсутствие роста. Особенно резко снизилась погрузка грузов на железнодорожном транспорте — на 3,7 % год к году.

Унылую картину дополняют данные по опережающим индикаторам, публикуемые Росстатом. Они строятся на основании опросов менеджеров компаний, которым задают вопросы об изменении портфеля заказов, запасов готовой продукции и размера ожидаемого выпуска. Слабый позитив зафиксирован только в добыче полезных ископаемых. Негативные оценки с начала года преобладают в обрабатывающей промышленности и особенно предприятий, связанных с обеспечением энергией, газом и водой. В итоге композитный индекс PMI снизился до 51,4 в среднем за 2-ой квартал (по сравнению с 54,9 в 1-ом квартале). В июне индекс опустился ниже отметки 50 за счет динамики обеих его компонент (обрабатывающих отраслей и сферы услуг).

Еще более пессимистично настроены домашние хозяйства. Индекс потребительской уверенности, основанный на оценках благоприятности условий для покупок, прогнозировании и ожиданиях изменения экономической ситуации в стране и личного материального положения в первом квартале 2019 г. составил 18, а во втором — 15. Видимо, на смягчение негативных оценок повлияло наступление теплой погоды и замедление инфляции.

Косвенно эти данные подтверждаются изменением поведения домашних хозяйств и предприятий. Так, ускорился рост вкладов населения в банках и одновременно увеличилось кредитование населения банками. Последнее обстоятельство привело к тому, что М. С. Орешкин неоднократно выступал с заявлениями о пузыре на рынке потребительского кредитования. Он же объяснил, что снижение реальных располагаемых доходов в России на 2,3% с начала года объясняется, прежде всего, ростом закредитованности населения.

С другой стороны, предприятия, получив в прошлом году рекордную прибыль, не торопятся наращивать инвестиции. Минэкономразвития РФ меланхолично отмечает, что инвестиции в основной капитал во втором квартале и за полугодие демонстрировали околонулевую динамику, хотя по прогнозу того же ведомства они должны были вырасти более чем на 3%.

Но ни население, ни предприятия инвестировать не хотят. Они наращивают депозиты в банках, а предприятия по итогам прошлого года еще и выплатили рекордные дивиденды, по некоторым оценкам превышающие 40 млрд долл. США. Можно только гадать, что мешает росту частных и государственных инвестиций в основной капитал, поскольку Россия в международных индексах удобства ведения бизнеса и макроэкономической стабильности уверенно растет и занимает все более высокие места. Видимо, международные эксперты и жители нашей страны живут в разных мирах и говорят на разных языках.

Зато с чем все хорошо, так это с поступлением налогов и сборов. Если в текущих ценах ВВП России вырос в 2018 году по сравнению с предыдущим годом на 12,8%, то налоговые поступления выросли на 23%, т. е. опережение составило более 9%. Если рост налогов на прибыль частично объясним увеличением прибыли, а растущее поступление налогов, сборов и платежей за пользование природными ресурсами — налоговым маневром, то почему общий рост налоговых поступлений существенно обгоняет рост доходов? Непонятно. При этом сбор акцизов даже сократился. Тем более что в прошлом году налоговая политика не менялась. Видимо, значительный вклад в рост налоговых поступлений внесло ужесточение налогового администрирования.

Согласно официальному прогнозу Минэкономразвития на 2018—2024 годы предполагается два периода развития страны: до 2020 года включительно темпы прироста ВВП оценивались в размере 2%, а начиная с 2021 года должны устойчиво превышать 3%, что, по мнению экспертов, и должно обеспечить экономический рост в стране выше общемирового и позволить обойти Германию по объему экономики с учетом паритета покупательной способности. Очевидно, что в сценарные условия закладывались положительные результаты реализации национальных проектов. Но нетрудно заметить, что даже темп прироста в 2% является на порядок более высоким, чем фактический рост в последнее десятилетие. Во-вторых, оговорка с учетом паритета покупательной способности является немного лукавой. Действительно, в России ряд товаров и услуг много дешевле, чем, например, в странах Европы. Прежде всего, это касается недвижимости. Но многие наши соотечественники знают, что многие же товары сопоставимого качества в США, Канаде, европейских странах и той же Германии стоят дешевле, чем в России.

Основная проблема российской экономики видится в том, что состоявшееся ее огосударствление и монополизация достигли такого уровня, что заглушили экономическую активность средних и малых предприятий. С другой стороны, экономическая мощь государственных и окологосударственных монополий, а также ведомственные интересы не позволяют проводить разумную экономическую политику.

Владимир Клисторин,
доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник ИЭОПП СО РАН