Найти в Дзене
Год в истории

«Убей немца!»: почему во время войны к этому призывал еврей Эренбург?

Весь год с начала войны ожесточение среди граждан СССР нарастает. Огромные потери, миллионы пленных, тысячи квадратных километров оккупированных территорий. Голод, бомбардировки, страх. Страшно солдату, сидящему в окопе, страшно рабочему, под обстрелом продолжающему выпускать оружие, страшно ребенку, ждущему с фронта своего отца. Каждый день поступают все новые и новые известия о зверствах врага на некогда цветущих землях. И страх сменяет ненависть.

Советский плакат
Советский плакат

Прошли те дни, когда в хаосе и неразберихе целые подразделения сдавались в плен, рассчитывая на милосердие. Теперь все знали, что ждет солдата в концлагере – пытки, унижения, смерть. Смерть пугает, но еще больше пугает судьба родных, которые могут погибнуть от недоедания, от упавшей на дом бомбы, от острого немецкого штыка. От осознания того факта, что только разгром противника может уберечь от убийств женщин и детей, от насилия и истязаний, во всем советском народе просыпается ярость. Но эту ярость необходимо направить в нужное русло, и эта задача ложится на сотни писателей, поэтов, журналистов. Вся мощь пропаганды взывает к людям, убеждая их в одном: только через труп врага мы придем к победе.

После Харьковской катастрофы фронт стремительными темпами отказывается на Восток. Противник движется к Волге и Кавказу, что грозит поражением Красной армии. Именно в этот момент, когда воинский дух дрогнул, выходит самый пронзительный призыв к мести, который 24 июля 1942 года публикует писатель Илья Эренбург.

Советский плакат
Советский плакат

В этом призыве нет традиционного славословия интернационализма, нет терминологии Маркса и Ленина, есть только четкое разграничение понятий. Мы – защитники, они – враги. Нет советского народа и фашистских захватчиков, есть русский и немец. И русский должен убить немца, чтобы жила его семья и жил он сам. И писатель-еврей не пытается здесь сыграть на чувствах русского человека, чтобы натравить на противника. Он прекрасно знает, сколько боли и страданий, сколько смертей получил его народ, и он понимает, что именно на русских легла основная тяжесть жестокой войны и только они могут остановить эту ужасную машину, раздавившую половину Европы.

Эренбург обращается к русским напрямую, минуя все идеологические догмы коммунизма и игнорируя установленные правила. Война идет на истребление, а значит необходимо мобилизовать все внутренние ресурсы, пусть они и основаны на националистических чувствах, которые уже четверть века изживала советская власть. «Убей немца!» говорит Эренбург. Он обезличивает его, превращает в универсального злодея и ставит перед каждым солдатом выбор: «Если ты не убьешь немца, немец убьет тебя».

Советский плакат
Советский плакат

Солдаты в окопах читают листовки Эренбурга. Читают и знают, что там, за линией фронта, его злейший враг. И он будет врагом до тех пор, пока жив, и лишь начинив его тело свинцом солдат победит. Ярость вскипает, война идет насмерть, и день за днем, с каждым убитым немцем, победа приближается.

Понимая угрозу, которую несет эта небольшая листовка, верхушка Третьего Рейха дает Эренбургу прозвище «домашний еврей Сталина» и приписывает ему слова о необходимости насиловать немецких женщин и пить их кровь. Но ярость, которой писатель заряжал солдат – ярость справедливая, ярость, требующая возмездия только от тех, кто повинен в жестоких преступлениях против мирного населения.

Илья Эренбург
Илья Эренбург

Когда советские войска уже войдут на территорию Германии, призыв «Убей немца!» станет опасным. Боясь кровавой мести за убитых жен и детей, пропаганда вновь возвращается к старым установкам, взывая к милосердию победителей. Но Эренбург настаивал на своем, и в статье «Хватит!» от 11 апреля 1945 года вновь обращается к теме зверств врага, а также говорит о причинах, по которым немцы охотнее сдаются в плен к союзникам, а не к Красной армии. И ответом Эренбургу стала другая статья, которую написал один из функционеров ВКП(б) Григорий Александров. Красноречивый заголовок «Товарищ Эренбург упрощает» и содержание говорят о новой позиции власти, призывающей отказаться от той ярости, что довела советского солдата до Берлина. Жестокость в ответ на жестокость могла негативно сыграть на престиже СССР.

Советский плакат
Советский плакат

Но до победы еще далеко, война только идет к своей кульминации. В середине 1942 года фронт приблизился к Волге, и в сражении за Сталинград решалась судьба всего мира. А потому каждый советский солдат, которому страшно в окопе под постоянным обстрелом, должен переломить себя и убить немца. Убить, иначе немец убьет его.

Источники:
Илья Эренбург. Убей!;
Илья Эренбург. Хватит!;
Григорий Александров. Товарищ Эренбург упрощает

Если вам понравилась эта статья, то рекомендую также прочитать: О предательстве генерала Власова;
О съемках одного из лучших советских фильмов;
О том, как создавалась массовая коммунистическая партия

1942 год продолжается! Далее вас ждет статьи о приказе "Ни шагу назад!", битве за Аджимушкайские каменоломни и начале сражения за Сталинград. Подписывайтесь на канал и не пропустите! Если вам понравилась статья, то поддержите ее лайком.