Бизнес-аналитики помогают сделать так, чтобы управление компанией не превратилось в разговор глухого с немым. Они обеспечивают связку между руководителями бизнес-направлений и IT-профессионалами, соотнося пожелания первых с возможностями вторых.
А еще они контролируют качество корпоративных процессов, определяют пути развития бизнеса, разрабатывают системы показателей, по которым топ-менеджмент оценивает состояние компании. В эпоху data-driven менеджмента бизнес-аналитики становятся серыми кардиналами крупных корпораций, чье мнение влияет на решения стоимостью в миллионы долларов.
Цели и средства
По сути своей, профессия бизнес-аналитика — это выгодная монетизация личных качеств. Этих специалистов отличает внимательность к деталям, здоровый перфекционизм, умение слушать, с одной стороны, и брать инициативу, с другой. Такие люди нужны самым разным компаниям, поэтому и сфера деятельности бизнес-аналитика может быть самой разной. Они могут разрабатывать новые сервисы или продукты, налаживать производственные процессы в рамках отдельных департаментов или строить мосты между целыми корпоративными подразделениями.
Они разрабатывают и проводят рыночные исследования, предлагают оценочные метрики, следят за качеством информации в аналитических системах. Чем бы ни занимались бизнес-аналитики, они всегда опираются на проверенные данные, которые подкрепляют их решения. Именно поэтому их ставят на ключевые участки бизнеса, где полагаться на интуицию недопустимо — только факты, еще факты и ничего, кроме фактов.
Впрочем, будет неправильным представить бизнес-аналитика этаким сухим мизантропом, который убегает от людей в мир таблиц и диаграмм. Коммуникабельность — это одно из ключевых качеств таких экспертов. Навыки общения нужны и для того, чтобы понять задачу, которую ставят коллеги, и для того, чтобы получить необходимые данные у владельцев информации, и для того, чтобы представить результаты своих изысканий. По этой причине эффективного аналитика отличает умение рассказать увлекательную историю через цифры и графики.
Что это за человек?
Итак, разберемся, какими навыками должен обладать бизнес-аналитик. Как уже говорилось выше, владение техническим инструментарием для таких специалистов может быть второстепенным — в конце концов, любую программу или язык программирования можно быстро изучить и применять в работе. Куда важнее правильный подход к решению проблем.
- Аналитический склад ума — несомненно, главное качество такого профессионала, благодаря которому он может разложить задачу на составные части и проследить цепочку явлений.
- Критическое мышление — помогает взглянуть на проблему под необычным углом, а также взвесить конфликтующие точки зрения.
- Умение решать проблемы — включает в себя как инициативность, так и способность находить компромиссы и примирять противоборствующие стороны.
- Исследовательские навыки — изучение документов и процессов, беседы с коллегами и экспертами помогают разобраться в проблематике явлений.
- Грамотность в письме и устном общении — (не)умение представить информацию наглядным образом определяет отношение к бизнес-аналитику как к профессионалу своего дела.
- Самоорганизация — таких специалистов нередко приглашают тушить пожары и запускать новые направления, так что без способности к самостоятельным решениям и умения придерживаться установленного плана им не обойтись.
- Техническая грамотность — как бы то ни было, а продвинутое владение Excel, SQL, Oracle, Python, Hadoop и Spark сегодня входит в список обязательных умений бизнес-аналитика.
Специалист с таким набором качеств может претендовать на вполне достойную зарплату. Оклады начинающих аналитиков составляют около 80 тысяч рублей, а профессионалы с портфолио впечатляющих проектов получают по 300-500 тыс.
Финансовый потолок поднимается еще выше, ведь бизнес-аналитику очень просто шагнуть до позиции data scientist — это уже совсем другая система измерений, о которой лучше поговорить в следующий раз.