Найти в Дзене
Goszakaz.kz

Акты в госзакупках РК: акты выполненных работ, акты приема-передачи товара, акты оказанных услуг

Оглавление
Как заполнять и подписывать электронные акты в госзакупках? А именно: акты приема-передачи товара, оказанных услуг и выполненных работ. В какие сроки надо оформить акты в госзакупках?
Как заполнять и подписывать электронные акты в госзакупках? А именно: акты приема-передачи товара, оказанных услуг и выполненных работ. В какие сроки надо оформить акты в госзакупках?

Процедура исполнения договора была изменена в январе 2017 года. Так, документы об исполнении договора о государственных закупках (акт выполненных работ, акт приема-передачи товара, акт оказанных услуг), в том числе счета-фактуры, оформляются исключительно в электронной форме.

Акт приема-передачи товара. Исполнение договоров о закупках товаров

Последовательность исполнения договоров закупок при поставке товаров регламентирована пунктом 426 Правил осуществления государственных закупок, утвержденных приказом Министра финансов РК от 11.12.2015 г. № 648 (далее – Правила), и осуществляется следующим образом:

Заявка на поставку товараПерейтиРекламационный акт Перейти

1) поставщик доставляет товар по месту поставки с предоставлением оригинала накладной, электронная копия которой прикрепляется к акту приема-передачи товара на веб-портале;

2) поставщик в день поставки товара оформляет акт приема-передачи товара посредством веб-портала. Если обязательства по договору полностью исполнены, одновременно вместе с актами поставщик направляет заказчику посредством веб-портала утвержденный электронной цифровой подписью отчет о местном содержании в товарах;

3) заказчик в свою очередь принимает товар. В случае отказа в принятии товара он заполняет в акте информацию с указанием аргументированных обоснований – не позднее 3 рабочих дней со дня получения на веб-портале уведомления об оформлении поставщиком акта госзакупок (п. 426-4 Правил);

4) поставщик оформляет электронный счет-фактуру (ЭСФ), выписанный посредством информационной системы электронных счетов-фактур esf.gov.kz;

5) заказчик производит оплату.

Необходимо учесть, что акты оформляются по форме согласно приложениям 22-1 (при поставке товара), 22-2 (при выполнении работ), 22-3 (при оказании услуг) к Правилам.

Отчет о местном содержании в товарах, работах, услугах оформляется по формам согласно приложениям 22-4 и 22-5 к Правилам.

По каким ТРУ исключено оформление акта? Как исполнить такой договор?

Екатерина Зотова Юрист, автор журнала «Государственный заказ. Вопросы и ответы», эксперт электронной системы «ACTUALIS» по ГЗ
Екатерина Зотова Юрист, автор журнала «Государственный заказ. Вопросы и ответы», эксперт электронной системы «ACTUALIS» по ГЗ

В соответствии с пунктом 426-1 Правил осуществления государственных закупок, утвержденных приказом Министра финансов РК от 11 декабря 2015 года № 648 (далее – Правила), исполнение договора о государственных закупках при выполнении работ (оказании услуг) осуществляется в следующей последовательности:

1) оформление акта выполненных работ (оказанных услуг) посредством веб-портала;

2) сдача и приемка выполненных работ (оказанных услуг);

3) оформление электронного счета-фактуры, выписанного посредством информационной системы электронных счетов-фактур, в соответствии с Правилами выписки счета-фактуры в электронной форме в информационной системе электронных счетов-фактур;

4) оплата заказчиком выполненных работ (оказанных услуг).

Требования данного пункта не распространяются на договоры о государственных закупках, связанных с оказанием услуг, предусмотренных в статье 397 Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс).

Требования по оформлению акта выполненных работ (оказанных услуг) посредством веб-портала, а также по сдаче и приемке выполненных работ (оказанных услуг) не распространяются на договоры о государственных закупках, связанных с оказанием услуг, учет которых производится посредством сертифицированных систем (приборов) учета, в том числе коммунальных услуг (водоснабжение, канализация, газоснабжение) и услуг связи.
Требования по оформлению акта выполненных работ (оказанных услуг) посредством веб-портала, а также по сдаче и приемке выполненных работ (оказанных услуг) не распространяются на договоры о государственных закупках, связанных с оказанием услуг, учет которых производится посредством сертифицированных систем (приборов) учета, в том числе коммунальных услуг (водоснабжение, канализация, газоснабжение) и услуг связи.

В соответствии с подпунктом 6) пункта 2 статьи 397 Налогового кодекса к финансовым операциям, освобождаемым от налога на добавленную стоимость, относятся операции по страхованию (перестрахованию), а также услуги страховых брокеров (страховых агентов) по заключению и исполнению договоров страхования (перестрахования).

Вышеуказанные нормы законодательства явились основанием для внесения изменений в функционал веб-портала, которые исключают создание электронных актов.
Вышеуказанные нормы законодательства явились основанием для внесения изменений в функционал веб-портала, которые исключают создание электронных актов.

Таким образом, при оказании услуг, предусмотренных в Налоговом кодексе, а также при оказании услуг, учет которых производится посредством сертифицированных систем (приборов) учета, в том числе коммунальных услуг, поставщик не обязан оформлять электронный акт оказанных услуг посредством веб-портала.

Для договоров, созданных по кодам ЕНСТРУ, внесенных заказчиком в перечень услуг, по которым необходимо исключить формирование электронных актов, система отображает только вкладку «Платежи» для возможности исполнить договор, где необходимо внести суммы и даты платежей. После внесения данных о платежах в разделе «Распределение» и редактирования местного содержания следует нажать на кнопку «Исполнить».


Из материалов журнала: «Государственный заказ. Вопросы и ответы »

Создание поставщиком акта на портале закупок 

 1) необходимо нажать «Создать акт». Система запрашивает подтверждение создания акта;

2) после создания акта необходимо заполнить сведения о товарах (работах, услугах) в форме электронного акта. Для этого необходимо выбрать действие «Добавить товар» (работу, услугу):

– выбрать предмет договора, по которому планируется актирование, и нажать «Выбрать»;

– выбрать место поставки по предмету договора и нажать «Выбрать»;

– заполнить поле «Количество»;

– при необходимости отредактировать значение в поле «Сумма»;

– заполнить поле «Номенклатурный номер»;

– нажать «Добавить»;

3) для направления заказчику акт необходимо подписать представителям поставщика. Для этого нужно выбрать действие «Добавить представителя». Система отобразит список сотрудников поставщика с ролью руководителя. Необходимо выбрать одного утверждающего;

4) пользователю, добавленному как «Утверждающий», доступно действие «Утвердить». Для отправки заказчику после подписания представителем поставщика акт необходимо подписать утверждающему.

Оформление электронного акта поставщиком с опозданием в госзакупках?

Екатерина Клопова юрист, автор журнала «Государственный заказ. Вопросы и ответы», эксперт электронной системы «ACTUALIS» по ГЗ
Екатерина Клопова юрист, автор журнала «Государственный заказ. Вопросы и ответы», эксперт электронной системы «ACTUALIS» по ГЗ

Что делать, если поставщик поставил товар в последний день по договору, а акт приема-передачи товара выставил на 2 дня позже?

Пункт 424 Правил осуществления государственных закупок, утвержденных приказом Министра финансов РК от 11.12.2015 г. № 648 (далее – Правила), устанавливает, что документы об исполнении договора (акт приема-передачи товара, акт выполненных работ, оказанных услуг, счет-фактура) оформляются в электронной форме, за исключением случаев, предусмотренных Законом РК «О государственных закупках» (далее – Закон).

В п. 426 Правил определена последовательность исполнения договора о государственных закупках при поставке товаров:

1) доставка товара в пункт назначения товара с предоставлением оригинала накладной;

2) оформление поставщиком акта приема-передачи товара посредством веб-портала с прикреплением электронной копии накладной, подтверждающей факт доставки товара;

3) приемка товара заказчиком;

4) оформление электронного счета-фактуры, выписанного посредством информационной системы электронных счетов-фактур, в соответствии с Правилами документооборота счетов-фактур, выписываемых в электронной форме, утвержденными приказом Министра финансов РК от 09.02.2015 г. № 77;

5) оплата заказчиком за поставленный товар.

В разделе 5 Типового договора о государственных закупках товаров (приложение 19 к Правилам) определяется, что поставка считается поставленной при условии полной передачи поставщиком заказчику товара в точном соответствии требованиям, указанным в технической спецификации (приложение 2 к договору). При этом в п. 5.4 Типового договора о государственных закупках товаров указано, что при соблюдении условий п. 5.3 договора датой поставки/передачи товара считается дата направления поставщиком посредством веб-портала заказчику акта приема-передачи товара.

Таким образом, возникает недопонимание взаимосвязи вышеуказанных норм и положений. На практике это трактуется двояко и в большинстве случаев датой поставки товара принимается фактическая дата поставки товара с сопроводительной накладной, так как при создании электронного акта поставщик должен прикрепить электронную копию накладной. Если поставщик из другого района/области, он физически не сможет этого сделать, пока не получит от заказчика второй экземпляр накладной с отметкой о получении товара. В связи с этим оформление акта приема-передачи зачастую осуществляется уже после сроков поставки по договору. В связи со спорностью данного вопроса большинство заказчиков не подают в суд, если товар поставлен в сроки и это подтверждено накладной.

Другая часть заказчиков исходит из того, что, подписывая договор о государственных закупках, поставщик соглашается со всеми его условиями, и на основании п. 4 ст. 12 Закона они обращаются в суд с иском о признании такого поставщика недобросовестным участником государственных закупок.

Из материалов ЭСС "ACTUALIS Госзакупки"

Подписание заказчиком акта на портале закупок

После направления акта поставщиком документ доступен заказчику для редактирования и дополнения сведениями по договору. Для редактирования необходимо в перечне актов вкладки «Информация об оплате» выбрать нужный.

Для заполнения общих сведений следует выбрать в форме акта действие «Сведения». В форме заполнения общих сведений необходимо заполнить обязательные поля (сумма авансовых платежей; сумма оплаты с начала действия договора; ранее заактированные суммы; сумма неустойки (штраф, пеня) за просрочку сроков поставки или ненадлежащего исполнения (частичного неисполнения) обязательств; количество просроченных дней; сумма, требуемая к перечислению поставщику) и нажать «Сохранить»:

Далее осуществляются те же действия, что и поставщиком. После подписания утверждающим статус акта меняется на «Утвержден». После утверждения корректировка акта недоступна заказчику. Она доступна при таких статусах акта, как «На согласовании у Заказчика», «На подписании у Заказчика». После нажатия «Корректировать» акт переходит в статус «На согласовании у Заказчика» для возможности внесения изменений.

Отказ в принятии акта

Для отказа от принятия акта необходимо выбрать действие «Отказать в принятии».

В форме для отказа в принятии товара (работы, услуги) необходимо заполнить поле «Причина отказа» и нажать «Сохранить». При выборе действия «Отказать» представителем, не являющимся утверждающим, в форме для отказа в принятии товара (работы, услуги) система сохраняет причину отказа от принятия акта.

При выборе действия «Отказать» представителем, являющимся утверждающим, в форме для отказа в принятии товара (работы, услуги) система меняет статус акта на «Отказано в принятии», отправляет поставщику уведомление с причиной отказа.

В случае необходимости дополнительного изучения поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) заказчику предоставляется 10 рабочих дней со дня получения уведомления.Требования об оформлении документов об исполнении договора о государственных закупках в электронной форме посредством веб-портала государственных закупок не распространяются на случаи, предусмотренные подпунктами 4), 9), 17), 18), 20), 21), 23), 26), 31), 32), 35), 40), 41) пункта 3 статьи  39 и статьей 50 Закона «О государственных закупках».

При исполнении договора о государственных закупках наименование, количество, качество, техническая спецификация, стоимость, место и сроки поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) должны соответствовать содержанию договора о государственных закупках.

Исполнение договоров о закупках при оказании услуг, выполнении работ

Исполнение договоров по оказанию услуг и выполнению работ регламентировано пунктом 426-1 Правил и осуществляется в этой же последовательности, за исключением предоставления и прикрепления накладной.

Требования пункта 426-1 Правил не распространяются на договоры о государственных закупках, связанных с оказанием услуг, предусмотренных статьей 397 Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)».

Статья 397 Налогового кодекса гласит: «Освобождаются от налога на добавленную стоимость финансовые операции, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи».

Пунктом 2 ст. 397 Налогового кодекса в свою очередь предусмотрены финансовые операции, освобождаемые от налога на добавленную стоимость, в том числе переводные и кассовые операции, операции по страхованиюТребования подпунктов 1) и 2) пункта 426-1 Правил не распространяются на договоры о государственных закупках, связанных с оказанием услуг, учет которых производится посредством сертифицированных систем (приборов) учета, в том числе коммунальных услуг (водоснабжение, канализация, газоснабжение) и услуг связи.

Исполнение публичных договоров о закупках

Согласно п. 1 ст. 43 Закона проекты договоров о государственных закупках составляются в соответствии с типовыми договорами о государственных закупках товаров, государственных закупках работ и государственных закупках услуг, утверждаемыми уполномоченным органом. Данное требование не распространяется на договоры о государственных закупках, относящиеся к публичным договорам, которые составляются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Согласно п. 1 ст. 387 Гражданского кодекса РК публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и тому подобное).

Таким образом, в рамках публичного договора исключено требование в части предоставления поставщиками актов в случае, если учет производится посредством сертифицированных систем (приборов) учета.

Источник: сайт М.Ц.Ф.Э.Р. Госзакупки.