Найти в Дзене
Умному недостаточно

Десять фильмов 1916 года

1. "Нетерпимость"/ Intolerance: Love's Struggle Throughout the Ages, США (реж. Дэвид Уорк Гриффит)

 Intolerance: Love's Struggle Throughout the Ages, 1916
Intolerance: Love's Struggle Throughout the Ages, 1916

Несомненно, шедевр эпохи немого кино и один из самых значительных фильмов всех времён.
Четыре истории, четыре эпохи: Древняя Иудея, Вавилон в царствование Валтасара, Франция в ночь резни католиками гугенотов и современное время, т.е. 1914 год. Повествование параллельное.
Комментарий самого Гриффита: "Эти разные истории сперва потекут, подобно четырём потокам, на которые смотришь с вершины горы. Вначале эти четыре потока побегут отдельно, плавно и спокойно. Но чем дальше будут они бежать, тем всё больше и больше будут сближаться, тем быстрее будет их течение, и, наконец, в последнем акте они сольются в единый поток взволнованной эмоции."
Фильм назвали единственной кинофугой своего времени.

2. "Дочь богов"/ A Daughter of the Gods, США (реж. Герберт Бренон)

A Daughter of the Gods, 1916
A Daughter of the Gods, 1916

Трёхчасовой фэнтезийный фильм о том, как султан заключил соглашение с ведьмой. Самый дорогой фильм своего времени. Он обошёлся создателям в миллион долларов. Кроме того, этот фильм вызвал множество неоднозначных оценок, поскольку главная героиня Аннет Келлерман снялась в нескольких сценах обнажённой.

3. "20 тысяч лье под водой"/ 20,000 Leagues Under the Sea, США (реж. Стюарт Патон)

20,000 Leagues Under the Sea, 1916
20,000 Leagues Under the Sea, 1916

Первая полнометражная экранизация произведения Жюля Верна. Фильм интересен ещё и тем, что в него включили реальные подводные съёмки.

4. "Цивилизация"/ Civilization, США (реж. Томас Инс)

Civilization, 1916
Civilization, 1916

Томаса Инса называют "отцом вестерна".
А это фильм - аллегория о моральных аспектах войны, об ответственности человека, о нелёгком бремени выбора и внутренней правде человека, решившего отказаться от преступных действий.

5. Короткометражные фильмы Чаплина: Gipsy Life, Behind the Screen, One A.M , The Count и другие, США

The Count, 1916
The Count, 1916

Даже не год за годом, а месяц за месяцем Чаплин совершенствует своё мастерство.

6. "Гомункулус"/ Homunculus, Германия (реж. Отто Риперт)

Homunculus, 1916
Homunculus, 1916

Думаю, даже по одному кадру многое можно сказать об этом фильме.
Да, немцы прочно оседлали любимого конька. Мистическая составляющая, тайны творчества, искушения личности, двойники, искусственные люди и так далее. Шестисерийный фильм был очень популярен в Германии, но международного успеха не имел, так как попал под бойкот, объявленный странами Антанты.

7. "Аршин мал алан"/ Arşin mal alan, Россия (реж. Борис Светлов)

Arşin mal alan, 1916
Arşin mal alan, 1916

Это российско-азербайджанский фильм. Музыкальная комедия с азербайджанскими субтитрами и музыкой.
Обратите внимание: постановщик - русский, оператор - еврей, сценарий и актёры - азербайджанцы. Содружество народов, мир и согласие!

8. "Вий", Россия (реж. Владислав Старевич)

Владислав Старевич со своими куклами
Владислав Старевич со своими куклами

"Вий" не сохранился, а Старевич - гений. Потому и пишу о несохранившемся фильме.

9. "Жизнь за жизнь", Россия (реж. Евгений Бауэр)

"Жизнь за жизнь", 1916
"Жизнь за жизнь", 1916

Актер, режиссер, сценарист, теоретик кино Владимир Гардин о фильме: "Фантастические декорации могли гармонировать только с такими же, как они, далекими от действительности, приятными для глаза, не утомляющими внимания образами. И Евгений Францевич подбирал «актеров» к своим стройным колоннам, аристократическим гостиным, роскошным будуарам. Он не ждал от актера острых переживаний, ярко выраженных эмоций. Он убирал все, что могло исказить красоту кинозрелища"
Хорошо, правда? Красота кинозрелища.
"Это фильм являлся для своего времени шедевром" - это уже Роман Соболев в книге «Люди и фильмы русского дореволюционного кино».

10. "Пиковая дама", Россия (реж. Яков Протазанов)

Пиковая дама, 1916
Пиковая дама, 1916

О фильме Петра Чардынина 1910 года я уже писал. А тут - вы только посмотрите на кадр! Иван Мозжухин и Елизавета Шебуева.
Оператор Евгений Славинский в этом фильме одним из первых в русском кино применил движущуюся камеру.
Один из лучших российских дореволюционных фильмов и образец экранизации литературного произведения. Мнение историка кино В.Вишневского.
А Р.Соболев называет его "этапным и самым лучшим фильмом отечественного дореволюционного кино" и анализирует фильм на шести страницах той же книги: "Люди и фильмы русского дореволюционного кино"

***

Загляните! Десятка фильмов 1915 года!

-11

***

И подписывайтесь на здоровье! :)

-12