Для того, чтобы проследить древность культа медведя на территории европейского континента, обратимся к данным археологии. В 1917 - 1923 годах палеонтологи Бахлер и Нигг занимались обследованием высокогорной пещеры в восточной части Швейцарских Альп, которую местные жители, обитатели кантона Сент Галлен, называли Драконовой пещерой. Эта пещера расположена на высоте 2500 метров над уровнем моря и на 1400 метров над ложем реки Тамина, впадающей в Верхний Рейн. Самые интересные открытия ученые сделали в совершенно темной части пещеры , где без искусственного освещения, нельзя было сделать и пары шагов. При свете ламп Бахлер и Нигг увидели стену, сложенную на высоту 80 сантиметров из необработанных известняковых плит, тянущуюся вдоль южной стены пещеры, отстоящую от неё сантиметров на сорок. Культурный слой и найденные орудия оставляли мало сомнений в том, что стенка была сделана древними людьми. Но для чего трудились посетители Драконьей пещеры? Заглянув за стенку ученые остолбенели от изумления. Все пространство было заполнено , аккуратно уложенными , костями огромного пещерного медведя. Утилитарно мыслившие европейцы сразу же предположили, что они нашли древний склад медвежьего мяса, однако, рассмотрев находку еще раз, ученые поняли, что о складе мяса не может быть и речи. Кости медвежьих конечностей лежали так тесно, что совершенно очевидно - мясо было снято с них заранее. Черепа, большей частью, были ориентированы мордами к выходу. На черепах сохранились верхние позвонки, указывая на то, что головы отсекали от тел недавно убитых медведей. Характерно, что кости иных животных — оленей, горных козлов, серн, зайцев, ученые нашли в существенно меньших количествах и они были беспорядочно разбросаны по всему полу пещеры. В другой пещере Петерсхеле, уже в Германии, в нишеобразном углублении в одном из боковых ответвлений были найдены определенным образом подобранные кости медведя, прикрытые сверху, грубо обработанными камнями. Рядом с костями в нишах стены были выставлены медвежьи черепа. В другой большой нише, ученые обнаружили пять звериных черепов и кости конечностей, сложенные вместе.
Вскоре аналогичные находки были сделаны в других альпийских пещерах - Вальдпирхель (Швейцария), Регорду (Франция). Марингер назвал эти памятники "древнейшими из ныне найденных алтарей". В настоящее время ритуальные захоронения костей медведя найдены в пещерах, на пространствах от Испанских Пиринеев до нашего Кавказа. Эти памятники принадлежали культуре, как неандертальцев, поклонявшихся медведю, так и культуре людей современного вида. Обработав полученные данные, ученые пришли к выводу, что уже семьдесят тысяч лет назад люди начали поклоняться медведю. Такое поклонение имело повсеместный характер, на всей территории Европы. Примечательно то обстоятельство, что к черепу убитого медведя , древние охотники относились столь же почтительно, как и к черепам своих умерших сородичей. Такое же почтительное отношение к медвежьим черепам сохранилось и до наших дней у некоторых архаичных народов русского севера и индейцев северной Америки. Такое обстоятельство, еще раз доказывает веру древних людей в общего предка и свое родство с медведем. Все пещеры с найденными в них медвежьими костями находятся в труднодоступных местах и древние люди не жили в них постоянно. Это наводит на мысль, что пещеры являлись древними святилищами и имели ритуальное предназначение. Древние люди, несомненно, поклонялись медведю, как своему первопредку и верили в магическую связь с этим крупным хищником.
Находки археологов, относящиеся к более позднему периоду, показывают, что культ медведя развивался на территории России, особенно в северных ее областях . В Сибири и на Урале, ученые часто находят статуэтки медведей вырезанные из камня и кости. Древние мастера иногда использовали для своих произведений глину. Например в неолитическом могильнике, недалеко от города Томска, была обнаружена фигурка медведя, стоящего на задних лапах, с передними скрещенными на груди. Ошибиться в идентификации животного сложно, скульптура имеет выпуклый лоб, маленькие глазки и характерную медвежью морду. Кроме того вдоль Ангары были обнаружены песты фаллической формы, увенчанные головой медведя. Эти предметы, явно, носили ритуальную функцию, а не были утилитарными орудиями труда. Археолог А. А. Окладников так охарактеризовал эти находки :" Это драгоценные свидетельства культа мужского предка – медведя, символизирующего активное мужское начало в обществе лесных охотников и в его космогонии, активное и в охотничьем производстве, и в воспроизводстве человеческого рода".
Большая серия медвежьих статуэток, изготовленных из глины и достаточно точно датированных 4 - 3 тысячелетием до нашей эры, была найдена на Амуре. Археологи обнаружили более десяти целых фигурок и множество фрагментов. Найдены многочисленные антропоморфные фигурки людей-медведей, относящиеся к эпохе неолита.
На основании множества подобных находок, сделанных на территории Сибири, учёные сделали вывод, что культ поклонения медведю был распространён на этих территориях, уже в эпоху неолита. В дальнейшем этот культ просуществовал вплоть до середины прошлого века. До наших дней сохранился богатый фольклорный материал посвящённый медведю в творчестве народов севера. Похожая картина наблюдается и на Аляске. Это связано с тем, что северные народы России и коренные народы Аляски и Канады, имеют общие корни и, как следствие, схожую культуру и религию.
Культ медведя у народов Севера Европы и Азии сохранился до эпохи позднего средневековья. О повсеместном распространении поклонения медведю говорят многочисленные фигурки и изображения медведя, ритуальные кладбища костей и черепов, найденные в древних святилищах и могильниках. Святилища с костями медведя в Восточной Европе известны, начиная с первого тысячелетия до нашей эры. К ним относятся Костища, обнаруженные в верхнем Прикамье. Производивший раскопки на Гляденовском могильнике, пермский историк Н. Н. Новокрещенов пишет следующее: " В Гляденовском могильнике найдено 19 экземпляров бронзовых изображений медведя, но кроме того, найдена в пепле масса медвежьих клыков очень крупных размеров, причем некоторые из них имели отверстие, из чего ясно видно, что они носились как подвески. "Такие подвески играли роль амулетов и по поверьям древних людей могли отгонять злых духов. Ношение амулетов из клыков медведя было распространено вплоть до принятия христианства, а у северных народов практикуется и по сей день.