Найти в Дзене

5 вещей, которым нас научил отец политической карикатуры

Оглавление

Прошло 200 лет со дня смерти Джеймса Гилрея, художника, которого многие считают отцом современной политической карикатуры. За свою карьеру, которая длилась 30 лет, с 1780-х до начала 1800-х годов, Гилрей создал множество политических карикатур с беспрецедентным мастерством и сатирической энергией.

Воображение Гилрея скатологическое, циничное и возмутительно непочтительное. Это приводит его к крайностям, не только визуальным, но и концептуальным, и, кажется, часто Гилрей балансирует на пороге безумия (у истории свое мрачное чувство юмора, и Гилрей, как и король Георг III, которого он так часто обижал, провел свои последние годы в полной деменции). Глядя на карикатуры Гилрея, иногда трудно уловить разницу между светом и тьмой. Они причиняют нам неудобства настолько же, насколько они забавляют.

Учитывая тысячи карикатур, которые он создал, и удивительный диапазон его визуальных (и текстовых) изобретений, почти невозможно оценить все достижения Гилрея. Но я выбрала пять причин поднять бокал за его память.

1. Гигантизм в метафорах

Карикатура, созданная в 1805 году, на которой Питт и Наполеон делят земной шар на сферы влияния считается величайшей политической карикатурой в истории.

-2

Это, безусловно, самый цитируемый и адаптированный последующими визуальными сатириками образ. Гилрей показывает, что Наполеон и британский премьер-министр Питт Младший делят мир, с явным удовольствием отрезая толстые континентальные кусочки. Этот образ сводит сложности глобального конфликта к единой драме, и при этом он прекрасно выражает безжалостность и абсурд войны. Это не анти-наполеоновская сатира. Гилрей упрекает власти в голоде, который разразился как в Великобритании, так и во Франции.

2. Уменьшение противника. Физическое

-3

Визуальные сатирики формируют то, как мы видим политический мир. Это верно сейчас, и было еще более актуально в эпоху до фотографии.

Вопреки распространенному мифу, Наполеон был не таким уж низким. Примерно в 169 см он был среднего роста для своего возраста и эпохи, однако, мы привыкли думать о нем как о карлике. На самом деле, мы обязаны этим стереотипом изображению «Маленького Бонни» Гилрея. С 1803 года он регулярно рисовал Наполеона как крошечного хвастуна. Вот мы и привыкли.

3. Короли и туалетный юмор

-4

Как и у других сатириков 18-го века, воображение Гилрея было ярко выраженным. На упоминание кишечника правящего монарха было наложено табу в визуальной сатире, пока Гилрей не изобразил вполне физиологический акт (1792), во время которого Питт Младший врывается в уборную Джорджа III и его супруги, королевы Шарлотты. Питт приносит с собой подтверждение, что король Швеции убит, т.е. новость, которая оказывает слабительное действие на испуганного Георга III.

4. Изнеженные монархи

-5

Старший сын Георга III был печально известен своим расточительством, и в карикатуре «Опустошен ужасами пищеварения» (1792) Гилрей метко и с едкой точностью ухватил его распущенность. Окруженный пустыми винными бутылками, остатками еды и различными символами его долгов, принц вяло оседает в кресле, прижимая вилку ко рту. Он смотрит на зрителя с высокомерным равнодушием, в то время как пуговицы его штанов и жилета стонут под давлением брюшка. Изображение будет преследовать Джорджа, как только он вступит на престол, а коллега-карикатурист Гилрея - Джордж Круикшанк адаптирует его в 1820 году.

5. Анекдоты про национальную кухню

Еда, как и экскременты, является одной из основных метафор работ Гилрея. Традиция высмеивать французов за их странную диету восходит задолго до Гилрея, но его карикатуры действительно предлагали новый и более тревожный взгляд на эту шутку.

-6

Гилрей высмеивает французские предпочтения в еде. В левой половине изображения французский революционер жует сырой лук, в то время как в правой половине, напротив, тучный бритоголовый британец с красным лицом охотно засовывает в себя отвратительно большой кусок говядины. Как это часто бывает в карикатурах Гилрея, здесь никто не выглядит хорошо.

-7

Еще о карикатурах:

Самойлов-Бабин: Остроумные карикатуры любимого художника "Крокодила"