А ведь класс дредноутов мог иметь совсем другое название. Ведь не одни британцы усиленно работали над концепцией “all-big-gun ship” .Более того,можно сказать ,что эпицентр развития военно-морской мысли к этому времени уже прочно сместился в западное полушарие. Другое дело,что англичане смогли использовать фактор скорости ,мобилизовав все свои,еще вполне безграничные резервы. "Год и один день.." Поэтому все знают "Дредноут",но забывают про его менее удачливых современников.Тем более ,что США в прямую гонку вооружений с "владычицей морей" ,в отличие от Германии,не вступало.
Развитие американского флота шло параллельно ,но с некоторым отставанием ,с ростом экономической мощи Соединенных Государств Америки.Тихо,спокойно,уверенно ,без авралов и истерик...все таки реальных угроз у штатов не было.Американский флот планомерно строил свои ,самобытные,корабли на своих верфях,не гонясь особо за количеством,но не пропуская ни одной новинки из Старого Света.
В 1890 американская промышленность стала первой в мире.И задача создания океанского флота ,претендующего на первое место,стала одной из самых актуальных. США обзавелись колониями,вели активную морскую торговлю,активно осваивали Китай.Новый флот США строили по конвейерному принципу,выпуская по два однотипных броненосца,оттачивая оптимальную конструкцию и осваивая новые технологии. К созданию линкора дредноутного типа американцы подошли одними из первых и даже могли стать первыми,но ...торопиться им было некуда.
Проект первого американского дредноута-" South Carolina " появился независимо от английского проекта и в некоторых решениях был не менее революционным.Уже к 1904 Поундстоун и Роджерс в своих исследованиях пришли к выводу о необходимости отказа от среднего калибра и представили соответственно проекты линкора," вооруженного однородной батареей из самых крупных орудий” с 12 280 мм и 10-12 305 мм орудиями соответственно.
3 марта 1905 года Конгресс США утвердил постройку двух очередных броненосцев - “Саут Каролина” и “Мичиган” . Так как готовый проект отсутствовал,а выступить в Конгрессе какому-нибудь местному аналогу лорда Фишера не удалось,законодатели оставили для новых кораблей действующее ограничение водоизмещения в 16 000 тонн.Предыдущие броненосцы типа Connecticut конгрессменам и так казались слишком большими и дорогими игрушками. Стоимость контракта на строительство составила $3 585 000, из которых $2 660 000 было отведено на создание корпуса и $925 000 на оснащение корабля двигателями и вспомогательным оборудованием.
В результате "Мичиганы" хотя и не показали всю возможную мощь,но зато обзавелись весьма эффективными техническими решениями. В частности именно борьбе с "лишним весом" мы обязаны появлению на дредноутах впервые линейно-возвышенного размещения башен главного калибра попарно на нос и корму.
Базовый проект( главный конструктор проекта, контр-адмирал Вашингтон Кэппс Washington L. Capps )был создан к 26 июня 1905 года. Детальная разработка проходила с июля по ноябрь 1905 г., и 10 ноября чертежи были представлены для утверждения, которое последовало 23 ноября. Секретарь по делам флота поставил свою подпись, завершающую процедуру утверждения проекта, 15 декабря – через 10 дней после закладки британского “Дредноут”. Однако, по контрасту с британским линкором, строительство шло весьма медленно. Спецификации для поставщиков не были выпущены до 21 марта 1906г., при этом до июня все еще продолжались колебания в вопросе “турбины – паровые машины”. Реально же корабли не были заложены до декабря .А ко времени их вступления в строй, в составе британского флота уже находилось четыре дредноута и три линейных крейсера.
В отличие от британского проекта,американский был ограничен в водоизмещении и конструкторам пришлось тщательно работать с весом.Например за счет переноса офицерских кают в надстройку удалось снизить высоту корпуса,убрав в корме одну палубу. "Мичиганы" получились низкобортными,но с длинным полубаком.Увы,корабли были чрезвычайно мокрыми.
Относительно силовой установки прорыва не произошло-линкоры остались с паровыми машинами,турбины были еще слишком дороги для ограниченного бюджета и малоэкономичны-что было критично для трансокеанских амбиций.В итоге большого скоростного преимущества над старыми броненосцами,в отличие от "Дредноута", у "Мичиганов" не получилось. Хотя «South Carolina» стал самым быстрым ( 18,79 узла ) линкором США того времени.
Таким образом, основной, но весьма важный вклад, внесенный этими кораблями в историю американского и мирового флота – расположение их главной артиллерии. Они отличались линейно-возвышенным расположением четырёх башен главного калибра в которых были установлены восемь 305-мм орудий Mark 5 . Приоритетом для Кэппса была мощь бортового залпа-и он успешно решил эту задачу-"Мичиганы" на борт могли дать залп всеми 8 орудиями. Те же 8 орудий на борт были у 10 пушечного "Дредноута".
Броня линкоров также не была максимальной. Приходилось экономить и на ней. Но тем не менее защищённость важных отсеков линкора оказалась на достойном уровне. Впервые броневая палуба была гладкой, соединяясь с верхними кромками броневого пояса, в то время как на предыдущих проектах она имела скосы, соединяющие ее с нижними кромками бортовой брони. Сам броневой пояс имел переменную толщину: от 254 мм в районе ватерлинии он утончался книзу до 203 мм – в отличие от пояса равной 229-мм толщины на предыдущих кораблях. В оконечностях пояс завершался траверзами аналогичной толщины. По длине корабля толщина пояса также менялась, достигая максимума – 305 мм на участках в районе погребов главного калибра. В связи с отказом от артиллерии среднего калибра отпала необходимость и в бронированном каземате-как на "Коннектикуте". Броневая защита в оконечностях была слабой, ограничиваясь плоской броневой палубой в носовой части и карапасной (со скосами) палубой в корме, прикрывающей рулевые механизмы. Такая схема бронирования – толстый пояс с тонкой броневой палубой (без скосов) по верхней кромке и толстым казематом (верхним поясом) сверху – стала стандартной для всех последующих американских проектов вплоть до типа “Невада”.
Начиная с момента закладки «South Carolina» ВВ 26 отставал по календарным срокам от однотипного « Michigan» BB-27, хотя и являлась головным кораблем серии.
Примечательно, что в период разгара “дредноутной гонки” в Европе американцы не стремились быстро построить большое количество дредноутов, предпочитая отрабатывать оптимальный тип на небольших сериях по два корабля. Такие новаторские, а значит, и “проблемные” корабли, как линейные крейсера, американцы не строили вообще, предпочитая в этом вопросе пропустить другие флоты вперед, а затем учесть чужой опыт, и особенно, когда этот опыт окажется негативным.
В результате к 1922 году – моменту подписания Вашингтонского соглашения – в составе флота США было всего 8 линейных кораблей первого поколения с 305-мм орудиями. Из них 2 первых дредноута из-за слишком малых размеров и общей стесненности проекта не имели модернизационного резерва, и ими флот пожертвовал без особого сожаления, а из остальных 6 удалось сохранить в боевом составе 4, плюс еще один – в качестве вспомогательного судна. В то же время англичанам по договору 1922 г. пришлось пустить на слом 20 (!) линейных кораблей и линейных крейсеров (из них 13 с 305-мм орудиями), что сразу уравняло численность их линейного флота с американским. Таким образом, решительное изменение соотношения сил между крупнейшими флотами мира было “запрограммировано” как раз в годы строительства американских дредноутов первых серий.
USS South Carolina (BB-26)William Cramp and Sons заложен 18 декабря 1906 года,спущен на воду 11 июля 1908 года,вступил в строй 1 марта 1910 года, списан 15 декабря 1921 года,на слом 10.11.1923
USS Michigan (BB-27) New York Shipbuilding заложен 17 декабря 1906 года ,спущен на воду 26 мая 1908 года ,вступил в строй 4 января 1910 года, списан 11 февраля 1922 года ,на слом 24.08.1922
Водоизмещение-проектное нормальное — 16 000 дл. т (16 256,6 т),полное — 17 617 дл. т (17 899,6 т).Длина138 м. Ширина 24,5 м. Осадка 7,5 м .
Бронирование-пояс — до 305 мм,
палуба — 51 мм,
башни — 305 мм,
рубка — 305 мм
Двигатели-2 паровые машины, 12котлов “Babcock amp; Wilcox" ,16 500 л. с..Движитель-2 винта. Скорость хода 18 узлов .Дальность плавания 6000 морских миль на скорости 10 узлов. Экипаж 869 человек.
Вооружение- 4 × 2 — 305-мм/45, 22 × 1 — 76-мм/50,Минно-торпедное вооружение-Два 533-мм торпедных аппарата
В 1919 году корабли прошли модернизацию . Усилили броневую защиту крыш башен и боевой рубки, модернизировали системы и приборы служащие для управления огнем, в боевой рубке были установлены целеуказатели «follow the pointer» для артиллерии главного калибра, увеличена площадь открытых мостиков. Площадки на топах мачт с новыми приборами управления огнем стали массивнее и получили легкое прикрытие от непогоды. Часть противоминных 76-мм орудий была демонтирована из-за малой эффективности, а также для снижения перегрузки. В то же время количество 76-мм зенитных орудий увеличили до четырех.
В связи с жестким ограничением Конгрессом водоизмещения новых кораблей,основной характеристикой их было слово "теснота".
Из за стремления снизить водоизмещение и компактности размещения паровых котлов линкор нес всего две тонких дымовых трубы. Экономия места также заставила разместить часть спасательных шлюпок поперёк корабля. В связи с увеличением дальности огневого контакта приборы управления огнем и пункты наблюдения установили на ажурные мачты, ставшие позже «визитной карточкой» американских кораблей. Дополнительные сложности создавала плотная компоновка котельных и машинных отделений, которые были зажаты между казематами башен главного калибра. По проекту мощность машин составляла 16500 л.с., реально была достигнута чуть меньшая мощность – 16313 л.с.. Тем не менее, корабль легко достиг контрактных 18 узлов, показав на испытаниях максимальную скорость 18,79 узла. Контрактная дальность, 5000 миль экономическим ходом в 10 узлов, была также превышена. По расчётам, проведенным после испытаний, корабль при условии хорошего состояния механизмов и чистом днище мог пройти таким ходом 6950 миль.
Экипаж по штату мирного времени состоял из 51 офицера и 812 матросов, в военное время экипаж увеличивался до 1354 человек.Обитаемость по сравнению с предыдущими линкорами также ухудшилась.
Вооружение кораблей состояло из 8 305-мм/45 орудий в 4 двухорудийных башнях, 22 76,2-мм орудий в казематах и открытых установках, двух 3-фунтовых пушек и 2 533-мм подводных торпедных аппаратов. Восемь 305-мм/45 орудий Mk5 размещались попарно в расположенных по линейно-возвышенной схеме башнях Mark 7 . Такое расположение башен было наиболее эффективным, все последующие дредноуты имели аналогичное размещение башен ГК. Орудия 305-мм/45 Mk5 имели раздельное заряжание, начальная скорость: 823 м/с ,углы вертикальной наводки: −5°/+15°, скорострельность снарядами весом 394 кг составляла 2-3 выстрела в минуту . Дальность стрельбы при возвышении 15°: 18,3 км , боезапас составлял 100 выстрелов на орудие, а ствол был рассчитан на 175 выстрелов. На дистанции 5,5 км снаряды пробивали броню толщиной 422 мм.
Противоминная артиллерия состояла из 22 пушек 76-мм/50 Mk2, установленных в казематах. Пушки имели скорострельность 15-20 выстрелов в минуту, использовали унитарный заряд со снарядом весом 10,9 кг, дальность стрельбы составляла 6400 м. Для каждой пушки вспомогательного калибра был предусмотрен боезапас в 300 выстрелов.
Два 21-дюймовых (533 мм) торпедных аппарата были рассчитаны на пуск торпед типа Bliss-Leavitt Mk3 под ватерлинией и располагались по бортам корабля.
Общий вес бронирования составлял 3963,3 т. В эту величину не включен вес броневой палубы (928,55 т), т.к. в США ее вес традиционно включают в вес корпуса, что порождает изрядную путаницу в литературе. Главный броневой пояс линкоров, 2,44 м высотой, по длине корабля имел переменную толщину: 254-305 мм в районе погребов и 229-280 мм в районе силовой установки. По высоте толщина пояса также менялась: от 254-мм в районе ватерлинии он утончался книзу до 203 мм. В оконечностях пояс завершался траверзами такой же толщины. В нос от главного пояса до 17 шпангоута шел короткий отрезок пояса толщиной 254 мм (203 мм у нижней кромки). Над главным проходил верхний броневой пояс (по американской терминологии, оставшейся от строительства последних крупных серий додредноутов, – нижний каземат). Внизу, на стыке с главным поясом, верхний имел 254-мм толщину, утончаясь кверху до 203 мм. Бронирование верхнего каземата отсутствовало. Броневая защита в оконечностях была очень слабой, ограничиваясь 38-мм поясом из никелевой стали, который продолжался от главного пояса в нос до 8 шпангоута и в корму – до ахтерштевня.
Броневая палуба толщиной 51 мм над погребами состояла из 2 слоев никелевой стали, толщиной 32 мм и 19 мм. Над носовым 254-мм поясом палуба состояла из 2 слоев толщиной 38 мм и 19-мм, также из никелевой стали. Палуба над силовой установкой толщиной 38 мм также состояла из 2 слоев никелевой стали (19+19 мм). Броневая палуба была гладкой (без скосов), соединяясь с верхними кромками главного броневого пояса. Горизонтальная защита в оконечностях состояла из плоской броневой палубы из 2 слоев никелевой стали (25+12,7 мм) в носу, и 70-мм (51 + 19 мм) палубы в кормовой части, где защита завершалась 76-мм палубой со скосами, прикрывавшей рулевые механизмы.
Толщина брони барбетов башен достигала 254 мм, в их нижней части броня утончалась до 203 мм там, где барбеты прикрывали друг друга. Хотя число башен возросло вдвое, их удалось сделать более компактными, что позволило сохранить на них стандартную толщину брони: 305 мм – лобовая плита, 203 мм – боковые плиты, 64 мм (никелевая сталь) – крыши. Американцы всегда придавали серьезное значение защите боевой рубки; не стали исключением и их первые дредноуты. Толщина стен боевой рубки достигала 305 мм, крыши – 51 мм. Стенки шахты, соединяющей боевую рубку с центральным постом, имели толщину 229 мм. Эта величина осталась неизменной и на дредноутах следующих проектов. Плиты никелевой стали толщиной до 38 мм прикрывали дымоходы.
Несмотря на крайнюю “затесненность” проекта, главный конструктор У.Кэппс уделил большое внимание конструктивной противоторпедной защите. Из весовых соображений продольной переборкой по диаметральной плоскости в котельных отделениях пришлось пожертвовать. Зато в районе котельных отделений были установлены 2 дополнительные продольные переборки, отделяющие эти котельные отделения от угольных ям. Угольные ямы тоже конструктивно составляли часть системы защиты.
"Мичиганы" не стали основателями нового класса линейных кораблей.сказалась слабость морского лобби в американском конгрессе и общая неторопливость процессов,не подверженных внешнеполитическим страхам. Но,тем не менее,именно на них появились линейно-возвышенные башни в диаметральной плоскости и знаменитые "американские"ажурные мачты.Благодаря этому при значительно меньшем размере американские линкоры по бортовому залпу были сравнимы с "Дредноутом". Невысокая скорость позволяла использовать их только с броненосцами и в основном для сопровождения атлантических конвоев.
Прокрустово ложе ограничений -по водоизмещению- сделало "Мичиганы" невозможными к модернизации. Карьера их оказалась недолгой,еще до Вашингтонского соглашения их вывели из состава флота и вскоре распилили "на булавки".
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Флот 21-го века.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам