Найти тему
Морская коллекция

Линейные корабли.Первый бескомпромиссный."Делавэр".

Дредноуты типа "Делавэр" стали второй парной серией американских дредноутов и первыми,спроектированными без наложенного Конгрессом лимита на водоизмещение в 16 000 тонн. Слишком маленькими и слабыми выглядели первые американские линкоры по сравнению с "Дредноутом" и даже некоторыми додредноутами. 29 июня 1906 года Конгресс издал акт, которым предписывалось создать линкор с более мощным вооружением и бронированием, чем у зарубежных, с высокой скоростью и большим радиусом действия .

Из ряда проектов были выбраны два- пяти и шестибашенный. Пятибашенный стал основой для проекта "Делавэр",а шестибашенный позднее послужил прототипом для типа "Вайоминг". Выбор противоминного калибра между скорострельным 102 мм и более мощным и дальнобойным 127мм был в итоге сделан в пользу 127 мм-уж слишком быстро укрупнялись эсминцы.Благо как раз была закончена разработка нового 127 мм/50 орудия с приличной скорострельностью.

Тип "Делавэр" стал также и объектом давно задуманного эксперимента по установке разных силовых установок на однотипные корабли. "Делавэр" получил заслуженные паровые машины,а "Норт Дакота"-новые турбины Кэртиса.

Бронирование и противоторпедная защита во многом повторяли таковые на «Саут Кэролайне», за исключением того, что вес можно было не экономить, и горизонтальное бронирование получилось равномерной толщины по длине. При этом уже зарождалась идея схемы бронирования «всё или ничего» — казематы 127-мм орудий сначала предлагали оставить без защиты, но потом всё же защитили 127-мм бронепоясом .

Главным конструктором ,как и на "Саут Кэролайне " был Л.Кэппс. Добавление пятой башни увеличило нагрузку на корпус и потребовало сделать более полными обводы корабля,во избежания зарывания в волну более тяжелых оконечностей с башнями. Элегантный выход,предложенный Кэппсом состоял в размещении 4 и 5 башен спиной друг к другу,а третьей,возвышенной-лицом к четвертой).С бортовым огнем все было в порядке-все 10 стволов,а вот в корму третья башни газами при стрельбе сносила прицелы 4-й,а 4-я на корму вообще имела мертвую зону. Но ведь американцы никогда не драпают,не так ли?

Были правда и другие минусы-вокруг артпогреба третьей башни шли паропроводы от котлов к машинам,несмотря на мощные холодильники,температура в погребе держалась на малокомфортном уровне.

Также "Делавэры" стали родоначальниками традиции сильнобронированных боевых рубок, планировавшихся,несмотря на гораздо худший обзор, как полная замена мостиков.

Общая стоимость постройки возросла на треть — с 4,4 млн долларов до 6 млн. Эту цену пришлось заплатить за увеличение скорости на три узла и количества орудий главного калибра на четверть.

Остальные проекты тоже не пропали зря,шестибашенный 12 пушечный стал "Вайомингом "ВВ-32 по программе 1908 года,а 14 пушечный,отложенный из-за кажущейся нереалистичности впоследствии стал основой для двух аргентинских дредноутов-"Ривадавия" и "Морено".

USS Delaware (BB-28) Newport News. заложен 11 ноября 1907 года,спущен на воду 6 февраля 1909 года,вступил в строй 4 апреля 1910 года,списан в 1924 году

USS North Dakota (BB-29)Fore River Shipyard . заложен 16 декабря 1907 года ,спущен на воду 10 ноября 1908 года ,вступил в строй 11 апреля 1910 года,списан в 1931 году

Водоизмещение-нормальное — 20 000 т,полное — 22 060 т .Длина 158,1 м .Ширина 26 м .Осадка 8,3 м.
Бронирование-пояс — до 280 мм,
палуба — 51 мм,
башни — 305 мм,
рубка — 292 мм
Двигатели-2 паровые машины («Делавэр») или паровые турбины («Норт Дакота»), 14 паровых котлов «Babcock & Wilcox» ,25 000 л. с. . Движитель-2 винта .Скорость хода 21 узел .Дальность плавания 6560 морских миль на скорости 10 узлов («Норт Дакота») или 9750 миль на 10 узлах («Делавэр») .Экипаж 938 человек .
Вооружение-5 × 2 — 305-мм/45, 14 × 1 — 127-мм/50 .Минно-торпедное вооружение- Два 533-мм торпедных аппарата

С началом Первой мировой войны на Delaware на площадках в районе шлюпочных кранов в качестве ПВО установили два 76-мм орудия.В 1919 году установлены указатели дистанции «range clocks», а на бортах концевых башен главного калибра были нанесены указатели направления на цель «deflection scales». В последующем эти элементы устанавливались на все крупные корабли США.Как и на других линкорах была усилена броня крыш башен ГК и боевой рубки,к первым двум орудиям ПВО добавили ещё два таких же.

В сентябре 1919 года были демонтированы 127-мм орудия, так как планировалась их замена на двуорудийные башни. Однако разработка башен затягивалась и вскоре орудия были возвращены на место.

Линкоры имели довольно мореходный корпус с полубаком ,форштевень с таранного типа изменили на почти бульбу,верхнюю палубу удлинили в корму,а каюты офицеров из надстройки вернули на корму.Проектное водоизмещение увеличилось до 20 000 тонн,конструкторы получили возможность создать более сбалансированный корабль,без компромиссов .

Два винта и полубалансирный руль обеспечивали приличную маневренность — диаметр тактической циркуляции составлял 585 метров (640 ярдов) на 19 узлах.

По штату мирного времени экипаж корабля состоял из 55 офицеров и 878 матросов. В военное время за счёт резервистов экипаж возрастал до 1384 человек. Условия обитаемости по сравнению предыдущим типом улучшились.

На «Делавэре» были установлены две вертикальные четырёхцилиндровые паровые машины тройного расширения общей номинальной мощностью 25 000 л. с. с приводом на два винта. На испытаниях он развил скорость в 21 узел. При этом на экономической скорости хода в 10 узлов он мог преодолеть 9750 миль.

На «Норт Дакоте», впервые для линкоров США, была установлена двухвальная установка с паровыми турбинами Кертиса. На испытаниях линкор развил мощность в 31 635 л. с., достигнув скорости в 21,01 узла. Хотя и ожидалось, что экономичность паровых турбин будет хуже, но реальность превысила самые худшие опасения. На 10-узловой скорости дальность плавания составила 6560 миль. Этого не хватало на переход без дозаправки даже до Филиппин, что было одним из требований к проекту. Ситуация была улучшена только в 1917 году после замены на более экономичные турбины Парсонса. Мощность достигла 33 875 л. с., что обеспечило максимальную скорость в 21,83 узла.

Схема бронирования не претерпела существенных изменений, но за счёт увеличения размеров общий вес вертикального бронирования достиг 4992 т. Сюда же следует добавить 1048,4 т броневой палубы.

Главный пояс из крупповской цементированной брони имел высоту 2,44 метра и закрывал 75 % длины корабля. Его толщина в верхней части была 280 мм, в нижней — 228. Спереди и сзади к нему примыкали бронированные переборки, толщиной 254 мм.Над ним шёл второй броневой пояс, на две трети длины корабля,высотой 2,21 метра и толщиной от 254 внизу до 203 мм сверху. С торцов к нему примыкала переборка толщиной 228 мм.Казематы 127-мм орудий защищались 127-мм поясом.Броневая палуба была двухслойной и имела толщину 38 мм (19 + 19 мм). Над погребами главного калибра она увеличивалась до 51 мм (32 + 19 мм). В носовой оконечности за погребами главного калибра она имела толщину 63 мм (44 + 19 мм), заканчиваясь в носу толщиной 38 мм (25 + 13 мм).Барбеты башен защищались бронёй, толщиной до 254 мм.Боевая рубка имела броню 292 мм с боков и 51-102 мм сверху.

Противоторпедная защита была сходна с предыдущим типом. Были установлены две противоторпедные переборки, перед которыми размещались угольные ямы, создававшие дополнительную конструктивную защиту. Между бортом и угольными ямами шел воздушный промежуток — расширительная камера. Несмотря на наличие системы контрзатопления, переборки в диаметральной плоскости отсутствовали из-за опасения опрокидывания при затоплении.

Основным вооружением линкоров были десять 305-мм/45 орудий Mark 6 в пяти башнях, расположенных по линейно-возвышенной схеме. 305-мм орудие Mark 5 имело ствол длиной в 45 калибров, скреплённый шестью цилиндрами. Затворы орудий обслуживались вручную. Заряжание было картузным, с использованием 140,6 кг пороха. 394,6 кг бронебойному снаряду придавалась скорость в 823 м/с, что при максимальном угле возвышения 15° обеспечивало дальность 18 290 м. Скорострельность — 2-3 выстр/мин .Боезапас составлял по 100 снарядов на ствол. Эти орудия уже устанавливались на линкорах типа South Carolina и на броненосцах типа Connecticut и Mississippi.

Орудия размещались в башнях Mark 8 с электрическими приводами, при этом ряд операций, на европейских линкорах механизированных, на них выполнялся вручную.

Противоминный калибр состоял из 14 50-калиберных 127-мм орудий Mark 5, расположенных в казематах. Орудие Mark 5 имело длину ствола в 50 калибров и картузное заряжание. Углы возвышения — −10/+15°(+25°); Скорострельность — 6-8 выстр/мин ,дальнобойность 17,3 км (при 25° возвышения .Использовались три типа снаряда — бронебойные массой 22,7 кг и 27,2 кг и полубронебойный массой 22,7 кг. Заряд пороха для 22,7 кг снаряда имел массу 9,5 кг, что обеспечивало ему начальную скорость в 914 м/с. Для снаряда в 27,2 кг использовался заряд пороха массой 8,5 кг, что придавало ему скорость в 823 м/с. Из-за расположения на небольшой высоте от уреза воды все орудия заливались во время непогоды, а носовые даже в тихую погоду от носового буруна. Поэтому носовая пара орудий была перенесена на надстройку, а порты этих орудий заделаны. После окончания Первой мировой войны была предпринята попытка заменить их двухорудийными башнями на верхней палубе, оставив только пару кормовых орудий. Но разработка артустановки затянулась, и от этой идеи отказались. В состав вооружения также входили два подводных 533-мм бортовых торпедных аппарата.

Для вертикальной наводки башни оснащались парой прицельных труб, жёстко связанных с орудиями и выводившихся вбок через бортовые броневые плиты. Прицел для горизонтального наведения располагался в задней части башни. На верхнем наблюдательном посту располагались только дальномеры. Вся информации с них обрабатывалась на нижнем центральном посту. Позже на линкоры была установлена система центральной наводки орудий. Расчёт положения движущейся цели, с решением дифференциального уравнения, выполнял разработанный к 1917 году электромеханический компьютер фирмы «Форд».

После знакомства с британской системой управления огнём американцами были внесены усовершенствования. Кроме передачи данных об угле вертикальной наводки, в башни стал передаваться и угол горизонтального наведения. Присутствовала обратная связь о реальном угле горизонтальной наводки башен. Также были установлены приборы центрального управления стрельбой противоминным калибром на базе директоров фирмы «Виккерс». Для групповой стрельбы были установлены указатели дистанции до цели («range-clocks») и на барбеты нанесена шкала («deflection scales»).

Delaware после вступления в строй активно занимался "дипломатической работой". С 19 по 28 июня участвовал в Коронационном ревю Георга V в Спитхэде.В довоенный период он также побывал во Франции,Чили и грозно демонстрировал мощь США у берегов Мексики в 1914 и 1916 во время мексиканской революции.

После вступления США в первую мировую войну вместе с 9-й дивизией вошел в состав британского Гранд Флита (6-я эскадра американских линкоров). Сопровождал несколько конвоев,а в июле 1918 был сменен линкором "Арканзас".

Вашингтонское соглашение положило конец его карьере,в 1923 он был исключен из состава флота,экипаж переведен на новый USS Colorado BB-45,оборудование и вооружение демонтировано,а корабль в 1924 сдан на слом.

"Норт Дакота" стал первым этого имени боевым кораблем,носящим имя 39-го штата.Боевой биографии у корабля нет,единственный силовой эпизод-прикрытие американской интервенции в Веракрус(Мексика) в 1914. Первую мировую провел на своей территории,производя обучение личного состава для растущего флота,командование до замены силовой установки не рискнуло отправить линкор на войну. Посетил с дружественными визитами Англию и Францию,а в 1919-1923 -Гибралтар,Мальту,Афины,Валенсию и Константинополь,Шотландию,Италию и Скандинавию. 22 ноября 1923 года костлявая рука Вашингтонского морского соглашения вывела корабль из состава флота . Корабль был разоружен ,переклассифицирован в небоевое судно 29 мая 1924 и переоборудован в радиоуправляемый корабль-мишень .

Бывший линкор использовался в качестве корабля-мишени до 1930 года, после чего был заменен линкором "Юта".7 января 1931 Линкор «Северная Дакота» был исключен из Регистра Военных кораблей США и 16 марта 1931 года был продан компании «Union Shipbuilding Co» из Балтимора для разделки на металл. Турбины «Северной Дакоты» были демонтированы и позднее использованы на линкоре "Невада", при его модернизации в 1930-х.

Первый неограниченный тип американских дредноутов ,несмотря на проделанные над ним эксперименты.получился довольно удачным для дальнейшего развития. Последующий тип "Флорида" был его дальнейшей модернизацией,многие новшества стали привычными на американских линкорах. Несмотря на проблему с выбором турбин Кертиса для эксперимента,удалось достаточно быстро заменить их на более надежные и экономичные Парсонсы. Теперь проклятие ограниченного водоизмещения не довлело над американским флотом и отныне американские линкоры были как правило крупнее своих европейских коллег,имевших свои ограничения-французы-по размерам доков,немцы-по габаритам Кильского канала и своих мелководных гаваней. По размерам,вооружению и скорости именно "Делавэр" воспринимался специалистами как полноценный дредноут.

Особенно выигрышно воспринималось размещение башен главного калибра. Благодаря диаметральной плоскости расположения и лтинейно-возвышенной схеме американские дредноуты прогрессивно могли выставить на борт 10 орудий из 10,в то время как "Нассау" , "Кавати" и англичане-всего 8.

На "Делавэрах" американцы отработали современную систему управления огнем ,а после обмена опытом с англичанами довели ее до передового уровня.

Своевременный переход на 127мм калибр противоминной артиллерии позволил использовать его как стандарт еще несколько десятилетий.Конечно,казематные батареи заливались водой на ходу ,но это было практически у всех.

Остальное было в рамках американского стандарта- мореходность,океанская дальность.прочность и надежность конструкции,неплохая обитаемость.В отличие от англичан и немцев американцы не опасались вести огонь полными залпами,конструкция позволяла.Можно еще отметить шикарную для того времени противоторпедную защиту глубиной в 7 метров.

Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-

Линейные крейсеры.

Линейные корабли.

Тяжелые крейсеры.

Броненосцы береговой обороны.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам