Несмотря на третью волну открытий кофеен в России, рынок по-прежнему остается ненасыщенным – его текущий объем практически в 8 раз меньше потенциального. О том, сколько литров кофе выпивают россияне в год, и как изменился кофейный рынок за последние 5 лет, читайте в нашей статье.
Третья «кофейная» волна
По данным международной консалтинговой компании Knight Frank в настоящее время на российском рынке проходит третья волна открытий кофеен. В отличие от первых двух, на фоне изменений покупательского поведения самыми востребованными и наиболее динамично развивающимися являются авторские кофейни и кофе-бары. В них сырье закупается самостоятельно, баристы тщательно составляют разнообразные миксы, совершенствуют технологию обжарки, используют кофемашины последних моделей и т.д. Популярность такого формата связана с превращением кофе из комплементарной позиции заказа в самостоятельный продукт, а также стремительное развитие культуры кофейного напитка, рационализированное отношение к расходам на питание вне дома и увеличение предложений на рынке.
Все горячее ношу с собой
За последние 5 лет открылось более 1 000 авторских кофеен и кофе-баров. Более половины из них работают по типу coffee-to-go, суммарно составляя около 5% от московского рынка общественного питания. По данным исследования компании Business Planer, посещаемость традиционных кафе (кофейня с едой) в России снизилась на 11%, тогда как трафик в coffee-to-go вырос на 23%. Аналитики Knight Frank связывают это с более динамичным образом жизни, особенно характерным для молодежной группы потребителей, а также со снижением покупательских возможностей (чашка кофе «с собой» дешевле аналогичной позиции в кафе).
Русский русскому рознь: сколько литров кофе пьют москвичи и провинциалы
Несмотря на распространение культуры кофе, рынок далек от насыщения. Сейчас в городах-миллионниках работает около 5 000 кофеен общим объемом 130 млрд рублей – это в 7,6 меньше потенциальной насыщенности рынка (1 трлн руб). Если рассматривать отдельно столицу, то потенциал ее рынка составляет более 120 млрд рублей – в 4 раза больше текущего значения.
Такой разрыв связан с тем, что в России потребление кофе в расчете на человека значительно уступает европейским странам и США. Если, например, финн в среднем выпивает 200 литров кофе в год, то россиянин – всего 21 литр. При этом в Москве этот показатель в два раза выше – 41 литр. По данным аналитиков Knight Frank, в столице около половины экономически активного населения регулярно покупает кофе: 25% совершают покупку ежедневно, половина – 1-2 раза в неделю, остальные – примерно раз в месяц.
По словам Виктории Камлюк, директора направления стрит-ритейл Knight Frank, в Москве наиболее высоким спросом у кофеен пользуются центральные и пешеходные улицы города, бизнес-центры и торгово-развлекательные центры. Карта кофеен расширяется и благодаря программе «Моя улица», а также улучшающейся системе городского транспорта. Спрос на кофейни обоих видов растет и в строящихся ТПУ, густонаселенных спальных районах и рядом с ж/д вокзалами. В перспективе 5 лет ожидается прирост количества кофеен в столице минимум в 3 раза.
Коротко о главном:
· Российский рынок кофеен остается ненасыщенным на 1 трлн руб.
· В России потребление кофе значительно уступает европейским странам и США – всего 21 литр кофе в год на человека
· В последние 5 лет активно развиваются небольшие авторские сети кофеен и кофе-баров – на данный момент в Москве более 1 000 заведений
· Последнюю, третью волну открытия кофеен отличает авторский подход к приготовлению напитков
Подписывайтесь на наш канал, чтобы быть в курсе всех наших новостей рынка.
Актуальные предложения и аналитика: kf.expert