Архитектура и живопись стали считаться искусствами только в эпоху Возрождения. Это произошло благодаря использованию в них математических методов. Ведь в средние века «искусствами» считали то, что сейчас называют науками.
Мы знаем, что «духовная деятельность» направлена на развитие «творческого характера» человека, раскрытие его индивидуальности, т.е. уникальных качеств личности. И что благодаря идейным представлениям «романтиков» и Дж. Вазари (см. наши предыдущие статьи) понятие «духовной деятельности» распространилось на архитектуру, живопись и скульптуру.
А вот в средние века ситуация была принципиально другой.
В средние века, например, живопись как «социальный институт» принадлежала к ремесленным производствам и не имело никакого отношения к «духовному творчеству». Так Л. М. Баткин в книге «Итальянское Возрождение: проблемы и люди» (М., 1995) указывает:
«социальный статус живописца и особенно скульптора в глазах массы стоял еще невысоко ... к художникам привыкли относиться примерно так же, как к плотникам, каменщикам, мастерам стекольного и бумажного дела, торговцам красками и другим их товарищам по цеху».
Таким образом, в средние века (и даже в эпоху Возрождения) широкая публика не делала разницы между живописцем и маляром. Ведь «и тот и другой стены малюют». И художник ничем не отличался от «бездушного» инструмента для нанесения и распыления красок.
Это было связано еще и с тем, что живопись как расписывание стен и витражей, а также иконопись понимались как «исполнительское мастерство» по заказу и требованиям церкви. Право на образы и изображения принадлежали церкви, ведь это были «божественные образы». Что касается художника, то он воспринимался не более, чем рука, которая водит кистью.
Но затем произошли важные символические трансформации. Сначала изменился статус архитектуры, а потом и живописи со скульптурой.
Архитектура пользуются вычислениями и оказывается близкой к математике, поэтому на исходе средних веков возникла дилемма: считать ли архитектуру математикой («свободным искусством») или строительством (ремесленной практикой)? И был сделан «правильный выбор», который позволил Э. Гарэну в книге «Проблемы итальянского Возрождения» (М., 1986) написать:
«в произведении художника-архитектора сосредотачивается и воплощается без риторических преувеличений концепция жизни и реальности. Таким образом, художник-архитектор и есть определенный тип «универсального» художника, конструирующий космос, в который включен человек, являет собой наиболее высокое и полное выражение культуры. Искусство архитектуры объединяет в себе все: науку, представление о мире, поэзию, мораль, политику».
Затем и живопись стала считаться «благородным занятием». Это напрямую было связано с разработкой теории перспективы, т.е. математизацией живописи в эпоху Возрождения. Как подчеркивает А. Безансон в книге «Запретный образ: Интеллектуальная история иконоборчества» (М., 1999):
«художник, со времен да Винчи во всяком случае, чувствует себя математиком (он властвует над перспективой и ее законами) и настаивает на отнесении его искусства к свободным профессиям, он отдаляется от мира гильдий и корпораций ремесленников и освобождается от него».
Заметим, что науки («свободные искусства») в средние века были сгруппированы в тривиум (простейшие) и квадривиум (сложнейшие). В тривиум входили грамматика, диалектика, риторика (умение читать, понимать прочитанное, рассказать о прочитанном). В квадривиум входили музыка, астрономия, геометрия и арифметика (это все математические дисциплины).
Использование архитектурой и живописью математических методов позволило ввести их в разряд «свободных искусств» (ars liberalis). В какой-то момент истории научные дисциплины стали больше именоваться в качестве «знания» (scientia). Тогда как архитектура и живопись сохранили свой новоприобретенный статус «искусства» (ars liberalis).
Отметим, что «свободные искусства» в те времена считались «созерцанием божественных дел» (науками) и носили название «дело божье» (res divina), т.е. выступали как занятия, ведущие к Богу. Именно поэтому мы сейчас говорим о «духовной деятельности», когда речь идет о «искусстве» и «гениальных художниках» (см. наши предыдущие статьи).
Так архитектура и живопись со скульптурой стали «искусствами».
Список литературы для тех, кто хочет знать больше:
Баткин Л. М. Итальянское Возрождение: проблемы и люди. М.: РГГУ, 1995. 448 с.
Безансон А. Запретный образ: Интеллектуальная история иконоборчества / Пер. с франц. М.: Издательство «МИК», 1999. 424 с.
Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения / Пер. с итал. М.: Прогресс, 1986. 400 с.
Пожалуйста, поддержите публикацию лайком! Большое спасибо!