Количество банкротств среди россиян стремительно растет, а потому Минэкономразвития намерено упростить процедуру объявления гражданами о несостоятельности.
О подготовке программы поддержки заемщиков-физических лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию и не имеющих возможности погашать задолженность, в интервью агентству Reuters заявил глава ведомства Максим Орешкин, отметив, что на данный момент четких критериев для оформления банкротства по программе пока не сформировано.
«Например, для тех людей, у которых доход, который остается после платежа по кредиту, например, как вариант, опускается ниже определенного уровня – одного или двух прожиточных минимумов», – уточнил министр.
Для справки
Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» является одним из ключевых нормативных актов российской экономики. Документ вступил в силу со 2 декабря 2002 года.
Процедура банкротства физических лиц была введена с 1 октября 2015 года. За время действия закона о несостоятельности процедурой воспользовались 107,6 тыс. россиян.
Ранее в исследовании Объединенного кредитного бюро (ОКБ) отмечалось, что только за первый квартал текущего года число банкротств в России среди граждан и индивидуальных предпринимателей (ИП) выросло почти в полтора раза.
«Количество граждан и ИП, в отношении которых была введена процедура банкротства, по сравнению с первым кварталом 2018 года выросло на 48% – с 8,97 тыс. человек до 13,31 тыс.», – говорится в обзоре.
При этом количество потенциальных банкротов за первые три месяца текущего года возросло в годовом выражении на 11% и достигло 764,72 тыс. человек. Это превышает 1,3% от общего числа заемщиков, информация о которых хранится в ОКБ.
По мнению руководителя проекта «Федресурс» Алексея Юхнина: «Высокие темпы роста количества банкротств связаны как с проникновением кредитования, так и с ростом информированности о процедуре, например, на фоне каких-либо громких дел».
С господином Юхниным не поспоришь: кредитование в общество уж проникло, так проникло – впору уже беспокоиться о закредитованности сограждан. Ведь в другом исследовании ОКБ указывалось, что по состоянию на 1 марта 2019 года 8,23 млн человек, или 14,6% от числа всех заемщиков, отдают на погашение ссуд больше половины своего дохода.
При этом, как указывали эксперты, данный показатель неуклонно растет: так, в прошлом году доля закредитованных россиян составляла 13,8%, а в 2016-и и 2017-м – и вовсе 12,7%.
Общаясь с журналистами агентства, Орешкин уточнил, что пока Минэкономики еще не обсуждало инициативу с Центробанком, однако, по его словам, есть риск, что «в ЦБ будут не согласны, так как это очень невыгодно банкам». И тем не менее в ведомстве будут настаивать на проведении реформы.
«Банки, которые загоняют людей глубоко в долг, должны нести финансовую ответственность за это», – считает министр.
По данным Минэкономразвития, за последние 12 месяцев чистый прирост долга по потребкредитованию составил 1,8 трлн руб., а весь потребительский спрос за тот же период – около 50 трлн руб.
Ранее, в июне, на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) Орешкин заявил, что через два года Россия может столкнуться с рецессией в экономике из-за потребительских кредитов, темпы роста которых «абсолютно превышают темпы роста доходов населения».
Однако глава Банка России Эльвира Набиуллина с этой позицией не согласилась. Более того, проводившие исследование аналитики Сбербанка также пришли к выводу, что рост кредитования носит объективный характер и пока не исчерпан.