Казалось бы, где соперничество Англии и Франции за североамериканские территории и где недовольство России по поводу усиления Пруссии. Совершенно не связанные между собой события. Но если смешать их с интересами Австрии и Швеции и приправить союзными обязательствами, то получится интересный коктейль под названием Семилетняя война (1756-1763), в ходе которой Кенигсберг (Калининград) в первый раз оказался в составе России.
Россия вступила в войну в мае 1757 г. и вскоре одержала победу над прусскими войсками при Гросс-Егерсдорфе. Однако фельдмаршал С.Ф. Апраксин не спешил развивать успех российской армии. Частично это было связано с проблемами снабжения, но все же главная причина была в том, что в тылу армии, в Петербурге, не все было ладно.
Самодержица российская Елизавета Петровна тяжело болела, а ее преемник Петр III, который мог взойти на престол в любой момент, как всем было известно, восхищался королем Пруссии Фридрихом Великим.
Назначение императрицей нового главнокомандующего В. Фермора изменило ситуацию и привело к тому, что в начале 1758 г. русские войска практически без сопротивления заняли Восточную Пруссию, включая ее столицу.
Так началась 4-летняя история Кенигсберга как части Российской империи.
Одной из первых проблем с которой столкнулись русские стало отсутствие православной церкви в лютеранской Пруссии. Это значило, что русские не могли ни повенчаться, ни детей покрестить, ни покойников отпеть. Поэтому одна из старейших кирх, построенная в середине 13 в., была переделана под православный храм.
По такому же пути в Калининградской области пошли и несколько десятилетий назад. Сохранившиеся после войны и советского времени кирхи были переделаны под православные храмы.
Русские воспринимали Кенигсберг как свой новый дом, город не грабили и не разрушали. Наоборот, налаживались миролюбивые отношения с местным населением, присягнувшим на верность императрице Елизавете Петровне. Горожане сохранили свободу вероисповедания и торговли. Помимо этого, новые подданные империи принимались на российскую службу.
На территории нового генерал-губернаторства чеканилась монета с изображением российской самодержицы.
Считается, что известный немецкий философ Иммануил Кант, профессор Альбертины (Кенигсбергского университета) также, как и остальной профессорский состав присягнул на верность российской императрице, как и остальной профессорский состав, но документов, подтверждающих это не сохранилось.
В 1761 г. Елизавета Петровна скончалась и на престол взошел Петр III сделавший поистине королевский подарок своему кумиру Фридриху II. Новый российский император немедленно прекратил все военные действия против Пруссии и заключил с ней Петербургский мирный договор, отдав обратно все завоеванные русской кровью земли.
Можно долго обсуждать так ли был несостоятелен Петр III в роли императора, как писала о нем и сама Екатерина II, и «ее историки», целью которых было легитимизировать захваченную в ходе военного переворота власть. Но один факт не вызывает сомнений, передача всех захваченных в ходе Семилетней войны земель обратно Пруссии была самой настоящей государственной изменой со стороны Петра III.
Прошло еще почти 200 лет, прежде чем Кенигсберг снова стал российской территорией. Но это уже совсем другая история.
Не забывайте подписываться на канал и ставить лайк ;)
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Крепостное право в России отменили раньше, чем рабство в США
Почему Москву называют третьим Римом?
Все иллюстрации взяты из открытых источников сети Интернет