Найти тему
Т-34

Героический подвиг Павла Гудзя. Один КВ против 18 немецких танков

Начало Великой Отечественной войны Павел Данилович встретил в Киевском военном округе в должности командира экипажа.

Командир взвода 32-й тяжелой танковой дивизии Киевского особого военного округа Павел Данилович Гудзь
Командир взвода 32-й тяжелой танковой дивизии Киевского особого военного округа Павел Данилович Гудзь

Когда над Москвой сгустились тучи, его направили на передовую в распоряжение командования Западного фронта. Гитлер предпринял последнюю попытку овладеть столицей нашего государства. Операция под кодовым названием «Тайфун» предполагала массированную атаку советских войск.

И в подмосковном лесу выстроились ряды авангардной танковой дивизии фашистской Германии. Им противостояли безусые юнцы, только что закончившие обучение.

«В Москву мы прибыли полностью с личным составом с которым воевали. Расположились на станции метро «Сокол» и оттуда я уходил уже с новым составом, с полученной техникой на парад 7 ноября»
Тяжелые танки КВ-1 проходят по Пушкинской площади в Москве после военного парада,  отправляясь на фронт. В башне танка стоит старший адъютант 89-го отдельного танкового батальона лейтенант Павел Данилович Гудзь (1919 — 2008). На снимке танк КВ-1 выпуска октября 1941 года с пушкой ЗиС-5 и дополнительными топливными баками, производства Челябинского Кировского завода. Машина из 89-го отдельного танкового батальона 16-й армии. 07.11.1941. Автор: Наум Грановский
Тяжелые танки КВ-1 проходят по Пушкинской площади в Москве после военного парада, отправляясь на фронт. В башне танка стоит старший адъютант 89-го отдельного танкового батальона лейтенант Павел Данилович Гудзь (1919 — 2008). На снимке танк КВ-1 выпуска октября 1941 года с пушкой ЗиС-5 и дополнительными топливными баками, производства Челябинского Кировского завода. Машина из 89-го отдельного танкового батальона 16-й армии. 07.11.1941. Автор: Наум Грановский

5 декабря 1941 года войска по приказу Главного командования войска Западного, Калининского и Юго-Западного фронтов перешли в решительное контрнаступление от Калинина до Ростова.

Еще не зная о начале контрнаступления, Павел Гудзь прибывает в распоряжение командующего 16-й армией.

«Приезжаю 5 декабря на командный пункт к командиру батальона. Он меня встречает:

— Видишь вон деревню? По одну сторону — танки, по другую сторону танки — это твои танки. А вот видишь один стоит танк? Это тоже твой танк. Так вот, есть задача: там восемнадцать танков, там пехота, артиллерия... Вся надежда на ваш танк. Поужинал, танк заправил, и вперед. К утру чтоб их не было...

В такой вот шутливой форме приказ.

Я говорю:

— Есть!»

Для выполнения боевой задачи лейтенант Гудзь попросил положить в его танк побольше боеприпасов. И минометная батарея чтоб постреливала, приглушая шум мотора.

На рассвете 6 декабря экипаж Павла Даниловича вступил в неравный бой с танками противника.

«Последовала команда:

— Выстрел!

Танк горит.

— Бронебойным! Выстрел!

Танк горит.

Я говорю:

— По замыкающему!

Еще выстрел — танк горит. Бронебойным по третьему танку, и так дальше, и так дальше...»

В этом бою экипаж подбил 10 бронемашин противника. Всего же экипажем П. Д. Гудзя было уничтожено 18 вражеских танков.

Возможно ли такое? В России, наверное, все возможно. Подвиг, который совершил со своими друзьями юный лейтенант, был достоин самой высокой награды.

За образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом доблесть и мужество Павел Данилович был награжден орденом Ленина. Орденами и медалями был награжден и весь его экипаж.

А вот звезда Героя Советского Союза нашла отважного танкиста, спустя почти 60 лет. Но этот факт не омрачил жизнь Павла Даниловича. Он ни о чем не жалел и гордился тем, что ему довелось защищать честь страны в самые тяжелые для нее годы испытаний.