ВНИМАНИЕ! Читайте сначала 1-ую часть статьи, а то ничего не поймёте.
Дофамин
Дофамин нужен для фокусировки на цели. Дофамин является наградой за поиск того, что имеет ценность с точки зрения выживания (вам могут внушить, что красивая автомашина или одежда нужны для выживания, но о промывке мозгов в следующих статьях). Дофамин вырабатывается при запуске какого-то действия и при завершении этого действия. Когда вам надо что-то сделать, у вас в мозге появляется нейронная связь с неким образом этого действия. Одновременно с нейронной связью вырабатывается дофамин, чтобы запустить процесс и пообещать приятную награду за выполнение. Когда вы закончили, дофамин вырабатывается 2-ой раз в качестве вознаграждения - миссия выполнена! Если у вас не получилось, то дело будет значиться в мозге, как незавершённое. В психологии это называется “незакрытый гештальт” или “эффект Зейгарник”. Незавершённое дело забывается долго и тяжело, поскольку имеет вышеописанный физиологический характер.
Эндорфин
Обычно, сильный прилив эндорфина ощущается, как чувство эйфории. Первое в истории вещество, от которого зафиксировали зависимость, это морфин. На морфине, кстати, сидел Владимир Высоцкий. Ну так вот, морфин - это искусственный эндорфин. Эндорфин вырабатывается при физических повреждениях. Он заглушает боль и даёт сил удрать. Каждый из нас может вспомнить случай, когда сначала не чувствовал боль, а потом почувствовал, да ещё как. Из-за сокращений гладких мышц, эндорфин вырабатывается, когда мы смеёмся. То же самое с обычными мышцами, при их перегрузке. Во многих религиях есть ритуал голодания. Из-за недостатка пищи тоже вырабатывается эндорфин и человек испытывает приятное ощущение. А священнослужитель говорит: “Ты чувствуешь себя лучше, ибо очистился от скверны”. Также, когда огромный неокортекс человека ни о чём не думает, энергопотребление падает и вознаграждением за это является прилив эндорфина. На этом основан гипнотизм телевидения.
Окситоцин
Окситоцин это вознаграждение за пребывание с одной или с несколькими подобными особями. Групповая стратегия выживания эффективнее, чем индивидуальная. Группа неандертальцев имеет больше шансов противостоять саблезубому тигру, чем один неандертал. Тигр не сможет съесть всех, поэтому вместе спокойнее. Всегда можно толкнуть тигру в пасть своего соплеменника. Ну или просто ловко им прикрыться. Главное же спасти свой собственный геном. Прилив окситоцина возникает, когда человек не в одиночестве. У вас это ощущение поддержки, понимания, доверия и ощущения безопасности в группе. Маленький ребёнок испытывает прилив окситоцина, когда он рядом с мамой. Когда мать далеко, у малыша падает окситоцин, и он ищет маму, потому что с ней безопасней. То же самое происходит с мамой. Из-за окситоцина, она может становиться мазохистичной. Окситоцин смягчает страдания бессонных ночей, когда мать успокаивает дитя.
Серотонин
Серотонин это гормон доминантности. Вы испытываете прилив серотонина, когда получаете признание, когда вас уважают, когда вы чем-то отличаетесь, и окружающие на вас реагируют. Этот механизм позволяет особи поднимать своё положение в иерархии. Чем выше доминантость, тем больше доступ к пище и к половым партнёрам. А, значит, выше вероятность переноса генома в следующее поколение. Вы, наверняка, знаете людей, смысл жизни которых это повышение своей обезьяней доминантности. Они - серотониновые наркоманы.
Заключение
Каждое живое существо постоянно мечется между гормонами счастья и кортизолом. Испокон веков гормоны счастья это вознаграждение за повышение выживаемости. А кортизол это разочарование и стресс, из-за угрозы выживанию. Под воздействием гормонов в мозге быстро образовываются прочные нейронные связи, которые закрепляют именно такое поведение. Если вы испытали прилив гормона счастья при каком-то действии, то мозг захочет его повторения. Если вы испытали выброс кортизола при каком-то другом действии, то мозг будет всячески остерегаться повторения. Стресс воспринимается организмом, как угроза выживанию. Из-за этого механизма провал в каком-то деле ощущается в 2 раза сильнее, чем успех. Лимбическая система и рептильный мозг, даже вместе взятые, имеют намного меньшую массу, чем неокортекс. Таким образом, неокортекс, его интеллект и человечность потребляют сильно больше энергии, чем лимбическая система и рептильный мозг. Поэтому очень приятно быть социальным животным, жить инстинктами и приливами гормонов счастья. Такова физиология человека.