Найти в Дзене
Заметки о живописи

Караваджо. "И он встал, и последовал за Ним..."

Караваджо. "Призвание святого Матфея". (1599-1600)
Караваджо. "Призвание святого Матфея". (1599-1600)

"Призвание святого Матфея" – одна из самых прекрасных и неоднозначных картин Караваджо.

Сюжет ее предельно прост, он описан в Евангелии от Матфея: "...Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфей, и говорит ему: "Следуй за Мной". И он встал и последовал за Ним". 

По сути, Матфей занимался одним из самых неблагодарных дел – он обирал людей, а после подсчитывал прибыли. Как раз за этим занятием и застали его Иисус и сопровождающий его святой Пётр.

Помещение с простыми голыми стенами – тёмное и печальное – озаряет  единственный луч света. Он выхватывает из мрака лицо Матфея, с удивлением воззрившегося на необычных странников. Мы видим, как он пальцем указывает себе на грудь, словно спрашивая: "Как, вы пришли за мной?"

Караваджо. "Призвание святого Матфея". Фрагмент.
Караваджо. "Призвание святого Матфея". Фрагмент.

И жест руки Иисуса словно отвечает ему: "Да, Матфей, за тобой. Встань и иди". 

Образ Христа удваивается: стоящий рядом с ним Пётр, кажется, сливается с Иисусом и практически повторяет его движение; однако вместо уверенности Христа в жесте его сквозит недоверие. 

Ничто не напоминает нам о том, что мы видим перед собой евангельский сюжет, кроме едва заметного нимба над головой Иисуса. Сборщики пошлин одеты по моде времен Караваджо, в то время как Христос и святой Пётр закутыны в бесформенные хламиды.

По мере того, как сидящие за столом осознают, что за ними наблюдают, они отрываются от своей работы: с лёгким удивлением смотрит на вошедших богато одетый юноша, готовится приподняться со стула опоясанный шпагой мужчина – он явно подозревает незнакомцев в коварных планах…

Но особенно поразительны два образа: святого Матфея, казалось бы, занимавшегося секунду назад одним из самых неблагородных дел, однако предстающего перед нами с просветленным и кротким ликом, и Иисуса, пребывающего в молчании, но единым жестом говорящим больше, нежели сотней слов. Он знает, кого он избрал, но избранный ещё сам не знает, кто он есть на самом деле. Рука Христа, освещенная светом, выхваченная из мрака, словно передаёт это знание по воздуху... Она связывает два мира: Божественный и человеческий, проводит мостик между темнотой и печалью этой убогой земной комнаты с её переходящими дарами и тем небесным блаженством, какое ждёт каждого, кто последует за Спасителем.

Кое-кто из находящихся в комнате уже лишились этого блаженства, не подняв голову от стола, все продолжая и продолжая пересчитывать свои монеты… Другие, возможно, могут на что-то надеяться.

Однако лишь Петр станет апостолом, учеником Христа.

Поставьте 👍, если статья показалась Вам интересной.

Если  же Вам понравились заметки, добро пожаловать на мой канал:)

Читайте также:

Караваджо. Кровавая история Юдифи и Олоферна

Питер Пауль Рубенс. Портрет будущего себя