Найти в Дзене
AXELOT

Как сверять остатки на складе. Рекомендации профессионалов

Оглавление

Если ваша компания занимается продажей или производством любых товаров, то вам наверняка знакомо такое понятие, как сверка остатков. Это операция, пугающая неотвратимостью, сложностью и длительностью. Пугающая многих, но не нас.

В рамках проектов нам неоднократно приходилось решать задачу по организации регулярной сверки складских остатков. И с этой задачей, как и с многими другими, команда AXELOT успешно справлялась. Накопленный опыт удалось систематизировать и, в каком-то смысле, обобщить – до такой степени, что теперь у нас есть работающая методика, которую мы берем за основу при разработке регламентов проведения автоматизированных сверок и в проектах по логистическому консалтингу.

Сегодня мы хотим поделиться с вами рекомендациями по выполнению сверки остатков на складе с помощью WMS. Надеемся, после прочтения и применения этого опыта операция сверки для любого количества систем превратится в вашей компании в рутинную функцию, легко и безболезненно контролируемую линейным персоналом.

Тщательно готовимся к сверке остатков

В первую очередь речь идёт о базовых принципах документооборота в компании. От реализации корректного документооборота зависит многое, не только сверка остатков.

Один из принципов корректного документооборота, который обязателен для сверки остатков, – информация о движении остатков в корпоративную систему всегда должна поступать из системы, в которой фиксируется физическое товародвижение. Это может быть WMS, MES-система, система управления торговым залом и т.д. Любые исключения из этого правила должны быть отмечены в корпоративной системе и устранены. Почему так?

Всё потому, что у подавляющего большинства перечисленных систем есть одна особенность – «задним числом» в них обычно ничего не появляется, чего не сказать о системе корпоративной. Важно отметить, что несмотря на то, что «товар двигает» подчинённая система, инициатором такого движения должна быть корпоративная система, где перед выгрузкой документа-инициатора необходимо выполнить действия по резервированию товарных остатков. Иначе вы можете оказаться в ситуации, когда синхронного отражения фактических количеств может не произойти по причине банального отсутствия остатков. К базовым принципам документооборота давайте отнесём и запрет на любые изменения обработанных документов в корпоративной системе – все изменения должны стать возможны только через новые корректирующие документы.

Кроме того, во взаимодействии систем, сверкой остатков которых мы озаботились, обязательно должен быть реализован следующий принцип: все документы, осуществляющие движение остатков, должны иметь своё тождественное отражение во всех системах, остатки которых требуется сверять. Это значит, что у любого документа, который количественно меняет остатки в корпоративной системе, должен быть Alter ego в WMS и наоборот. При этом, обмен между WMS и корпоративной системой должен производиться таким образом, чтобы документы в корпоративной системе создавались с датой, равной дате документа в WMS. Плюс ко всему, такие особенности некоторых решений, как, например, различное время списания или оприходования разных строк документов, допускающее переход с даты на дату, также должны быть исключены.

Что до третьей основы, то здесь всё достаточно просто – следует чётко понимать, что сверку остатков можно провести исключительно по учётным неоперационным остаткам систем, то есть, по остаткам на дату.

Проводим сверку остатков по всем правилам

Первым пунктом у нас идёт правило: сверку остатков имеет смысл производить только тогда, когда проведена сверка документов между системами. И это правило – основа любой сверки остатков. Если существует разница в документах у систем, то ни о какой сверке остатков речи быть не может до устранения противоречий.

Второй, но не менее важной частью, является сам момент проведения сверки. Выбирать момент сверки следует с учётом активностей в системах: по опыту, наиболее удачным моментом для проведения автоматической сверки остатков является время после полуночи. По статистике, в это время активность склада снижается, активность корпоративной системы, связанная с работой человека, минимальна. Но это не самая главная причина – выбирая момент после полуночи, мы исключаем путаницу в датах, ведь какой-либо процесс товародвижения мог начаться до полуночи, а закончиться после – применяя наше правило, мы получим возможность сверяться одним конкретным днём (сутками). Поэтому именно после полуночи, в начале нового дня,WMS должна сформировать два массива для сверки: массив с документами и массив с остатками. При этом необходимо понимать, что в массиве документов должны быть только те документы, которые появились в системе за прошедший с прошлой сверки период.

Первым в «бой» бросаем массив с документами: каждый документ из массива должен найти своё отражение среди документов корпоративной системы. Реализация такой сверки осуществляется с помощью назначения уникальных идентификаторов (ссылок) для каждого документа. Можно предусмотреть и другие способы сверки документов, но этот является самым надёжным и близок очень многим системам.

Сверка документов может дать нам два результата:

  • все документы нашли своё отражение в корпоративной системе;
  • не все документы нашли своё отражение в корпоративной системе.

Первый результат нас полностью устраивает и является самым желанным в этом процессе, однако жизнь вносит свои коррективы и, зачастую, первый результат будет появляться скорее как исключение из правил. Всему виной несколько причин, основная из которых – разное время обработки документов в системах. Но не будем о грустном, ведь каждая проблема имеет своё решение. Процессы, которые препятствуют сверке документов, со временем завершатся. Ну а пока у нас на руках имеются остатки на определённые дату и время из WMS, а также список документов, которые не прошли сверку. Что же делать? Ответ прост – подождать, пока все документы не пройдут сверку, а как только пройдут, перейти к следующему шагу.

Следующим шагом потребуется получить остатки на то время, в которое были сформированы остатки для сверки в WMS. И в этом нелёгком деле нам поможет то, что мы уже знаем, какие документы участвовали в товародвижении за период «ожидания», а также знаем остатки на текущее время и дату. Остаётся лишь учесть движения, созданные обозначенными выше документами в полученных текущих остатках и таким образом получить остатки корпоративной системы на момент сверки. Дальше дело за малым: сверяем остатки и получаем искомый результат.

Отдельно необходимо уточнить, что со стороны WMS в состав сверяемых остатков обязательно должны входить текущие расхождения по складу. Например, в ячейке склада в процессе работы недосчитались двух единиц товара. В текущих остатках склада эти две единицы уже не участвуют, однако, пока на стороне корпоративной системы не подтверждена и не проведена недостача – этот «потерянный» товар следует учитывать при формировании массива остатков для сверки.

Соблюдение вышеуказанных принципов и правил позволяет реализовать надёжную полноценную автоматическую сверку остатков с минимальным участием человека в процессе и корректными результатами.

Евгений ХМЫРОВ, консультант WMS, компания AXELOT