Противостояние США и Китая, развивающееся по спирали уже несколько лет, в августе нынешнего года вышло на новый уровень. Причиной обострения стали действия администрации США, и именно она, вероятно, и будет первой жертвой данного конфликта. В числе других пострадавших окажутся Китай, мировая торговая система и глобальная экономика в целом, считает Станислав Ткаченко, эксперт клуба "Валдай", приглашённый профессор Центра исследований экономики и политики стран с переходной экономикой Ляонинского университета.
В Пекине с 2012 года, когда Вашингтон начал «поворот на Восток» всей своей военной машины, убеждены в том, что острие глобальной стратегии США направлено против Китая. А Россия, Северная Корея, Вьетнам, Афганистан – лишь окружающие Китай государства, давление на которые требуется Вашингтону для изоляции Пекина от внешнего мира. В Поднебесной данный курс рассматривают как необъявленную войну, поэтому все шаги Белого дома там рассматривают самым серьёзным образом.
Лидеры КНР внимательно изучили все аспекты экономической войны, которую Запад объявил России в 2014 году, и уже извлекли главный урок: не следует допускать никаких уступок, которые лишь разожгут аппетит вашингтонских политиков.Отличие Пекина от Москвы лишь в том, что он может позволить себе ответные по отношению к Вашингтону действия (не обязательно симметричные). Россия же из-за слабости своей экономики на зеркальный ответ США не способна, но у отечественной дипломатии есть другой инструмент – полный отказ обсуждать санкции и условия их снятия. Такой курс Кремля делает для США применение антироссийских санкций с политической точки зрения бесперспективным.
Реакция Китая на анонсированную 1 августа 2019 года угрозу Дональда Трампа ввести в ближайшее время заградительные пошлины на китайские товары общей стоимостью до 300 млрд долл. оказалась нестандартной – понизился валютный курс юаня. Отчасти падение курса юаня было следствием охватившей игроков рынка нервозности; но и Центральный банк Китая против девальвации, конечно, не возражал. Валютное противостояние стало новым фронтом китайско-американского конфликта.
Мы склонны считать, что решение начать новый виток торгового противостояния с Китаем является грубой ошибкой администрации Трампа, и у неё могут быть самые серьёзные последствия. Действия нынешнего президента США продиктованы стремлением снизить гигантский дефицит в торговле США и Китая (419,2 млрд долл. в 2018 году). Но для достижения этой цели вовсе не нужно разрушать крайне зыбкий фундамент, на котором основывается нынешнее экономическое благополучие США. Вашингтону следовало бы продолжить трудную работу по постепенному открытию китайского рынка для товаров из США, а также наращиванию закупок Пекином товаров в США. Альтернативой такой политике сегодня является только полномасштабный конфликт двух крупнейших экономик планеты.