Найти в Дзене
PROНалоги

Разрывы, уголовка, дробление: основные тренды в налоговых проверках 2019 года.

Наталья Побойкина, управляющий партнер ЮК "Туров и Побойкина - Сибирь":

"Недавно Верховный Суд взял и отменил, по сути, сроки давности по налоговым преступлениям. То есть, если 15 лет назад вы не заплатили налоги, например, "бросили" компанию, то полицейские смогут возбудить уголовное дело сегодня и потребовать уплаты налогов. Жестко. Не правда ли?

Наталья Побойкина
Наталья Побойкина

Напомню, что уголовная ответственность наступает при неуплате налогов в пределах 3-х финансовых лет подряд более 5 млн руб.

На самом деле эта сумма не такая уж и астрономическая, налогоплательщику достаточно «обналичить» 16 млн.руб. Или «нарисовать» приходы от однодневок на эту сумму.

Что мы наблюдаем при налоговых проверках сегодня?

Увеличивается психологическое давление на налогоплательщиков. «Разрывы». «Фирмы – однодневки».

Налоговая просит уточниться, отправляет налогоплательщику информационные письма, приглашает на комиссию. С появлением программы АСК НДС-2 заметно облегчилась жизнь у налоговой, так как налоговый инспектор, не выезжая на проверку, видит все «разрывы» по НДС. Налоговики активно пользуются технологиями и просят налогоплательщиков подавать уточненные декларации. И часто, бизнесмены так и поступают, боясь, что налоговики придут и после проверки доначислят еще больше, особенно, если в поставщиках фигурируют «однодневки». Однако стоит ли идти на поводу у налоговой по первому требованию? Нет. Во-первых, бизнесмен не может отвечать за действия всех контрагентов в цепочке и данный подход находит подтверждение в судебной практике. Во-вторых, информационное письмо не всегда влечет за собой выездную налоговую проверку (ВНП), а является элементом «запугивания». Несомненно, некоторые вот после таких «запугиваний» идут и подают уточняющие декларации, а некоторые компании стоят на своем.

Возбуждение уголовных дел, как способ давления на бизнесмена.

-2

Правоохранительные органы и раньше участвовали в налоговых проверках, их указывали как участников ВНП и это не новость. Однако сейчас полицейские могут параллельно проводить свою проверку и возбуждать уголовное дело в отношении предпринимателя, не зависимо от исхода налоговой проверки, проводимой налоговиками. Это заставляет бизнесменов нервничать. На практике бывает и такое: начинается налоговая проверка, затем на проверку выходят полицейские, прессуют бизнесмена, тот сдается, идет берет кредит и платит доначисленные недоимку, пени и штрафы в боязни возбуждения уголовного дела.
Кстати, тема силовиков и защита от них стала основной на Петербургском международном экономическом форуме. 70% бизнесменов считают ведение бизнеса в России небезопасным занятием.

Дробление бизнеса также актуально в 2019 году.

В прошлом и в этом году у налоговой появился новый тренд - обвинять налогоплательщика в незаконном дроблении бизнеса. Когда существует компания на обычной системе налогообложения и связанная компания/-нии на специальных налоговых режимах. Если компаниям в совокупности не удается доказать реальность проведенных сделок и их экономическую целесообразность, а во главе компаний стоят номиналы или сотрудники, которые отрицают всякую причастность к бизнесу – шансы победить в суде невелики. А если компании соблюли признаки самостоятельности и добросовестности (у нас существует чек-лист, в котором их порядка 80-ти), директора, сотрудники успешно прошли допросы, то в таких компаниях придраться не к чему.

Наш пример из области дробления: осенью 2018 года к нам обратился налогоплательщик на стадии судебного разбирательства. Ситуация была такая: путем реорганизации в форме выделения из ГО (головной организации) бизнесмены создали еще одну компанию (с теми же учредителями и директором), передали ей большую часть своего имущества и начали сдавать его в ГО. Обе компании были на основной системе налогообложения.
Налоговики посчитали что, выделение второй компании было формальным, а следовательно надлежало исключить оплату арендных платежей из расходов головной организации.

Мы доказали, что такое разделение бизнеса имело экономическую целесообразность, а также и то, что при таких обстоятельствах, налоговый орган должен был учитывать ,что теперь налоговая нагрузка перешла на вторую компанию, за счет того, что она получала доход от сдачи в аренду имущества. Решение в пользу налогоплательщика вступило в законную силу. Номер дела №А27-20696/2018.

А вообще разных примеров масса: недавно на этапе возражений и жалоб в налоговом органе нам удалось снизить сумму доначислений с 40млн.руб. до 1,5млн.руб. Налогоплательщик остался доволен и решил заплатить эту сумму.

Поэтому не бойтесь и защищайте свои права!

Подробнее о безопасном снижении налогов и легализации бизнеса вы сможете узнать на семинаре-практикуме Владимира Турова "Как снизить налоги без "обнала" и сохранить активы", который пройдет в Новосибирске 12 и 13 сентября.