Варикозное расширение вен: руководство по эксплуатации и борьбе

15K прочитали
Да, да, я доктор, у меня есть варикоз. Сейчас почти нет симптомов/жалоб, потому что мне повезло, я ещё и тренер. Давайте расскажу подробно про кто виноват/что делать, если Вас настигло варикозное расширение вен

Часть I. Про болезнь

Сосудистые звездочки в лучшем случае и «гроздья винограда» с трофическими язвами в худшем.

 Да, да, я доктор, у меня есть варикоз. Сейчас почти нет симптомов/жалоб, потому что мне повезло, я ещё и тренер.

Как болезнь болит? Из-за отеков ноги тяжелые, ноют, «не находят себе места». Опухают и болят стопы. К вечеру симптомы усиливаются. Возможны судороги мышц ног. Сухость кожи.

Учебники не говорят, но часто единственным проявлением болезни может быть дискомфорт и скрежет коленных суставов, суставная ткань острее среагирует на отек.

Другие проявления варикоза - это внутренний варикоз (так скажет гинеколог), геморрой и варикоцеле (расширение вен яичка). Общее - это застой крови в венах ног и таза. Подробнее на тему варикоза органов малого таза я писала ЗДЕСЬ

➡Как ведут себя органы, отёчные и застойные? Плохо работают. Мышцы ног и таза, слабее, чем могли бы быть в силовой тренировке. Органы малого таза у женщин - нарушение цикла, заболевания; у мужчин - снижение функциональности.

Часть II. И еще про болезнь

Вот что рассказал мне один из моих клиентов после лазерной операции на вены: «Всегда мёрзли ноги, а теперь тёплые и розовые; была тахикардия (учащенный пульс), пульс нормализовался; с «этим делом» и так было все хорошо, не жаловался, а теперь, как в пятнадцать лет», - смущаясь и одновременно гордо добавил он.

➡Для меня, как для тренера, было важно ещё одно изменение. Гибкость ног резко улучшилась. Это важно для самих ног и важно, например, для больных спин - чем гибче задняя поверхность ног, тем меньше натяжения в спине.

Делать операцию или нет, я писала в ЭТОЙ статье.

После операции «плохих» вен не остаётся, а болезнь остаётся, поэтому наша задача - профилактика, это важно и для тех, кому на операции ещё не настаивают.

Итак, ЧТО ДЕЛАТЬ🔔🔔🔔

Часть III. Фитнес

👍1. Обязательны техники миофасциального релиза - фасциальный массаж и фитнес уроки по данной технике. Перфорантные вены, несущие кровь из поверхностных вен в глубокие, так и названы, потому, что протыкают собственные фасции голени. При недостаточной эластичности этих фасций вены пережимаются и кровь собирается в поверхностных венах. Лекарствами и мазями задача релиза (высвобождения) не решается.

 Да, да, я доктор, у меня есть варикоз. Сейчас почти нет симптомов/жалоб, потому что мне повезло, я ещё и тренер.-2

👍 2. Следующая задача - восстановить подвижность тазобедренных суставов. У женщин эти суставы часто находятся во внутреннем вращении и приведении, создавая ещё одну преграду кровотоку. Уроки стрейчинга и йоги имеют в программе эти упражнения.

👍 3. Далее, нам нужна функциональная стопа. Мышцы стоп это первые насосы венозного возврата. А теперь, представьте себе мышцы стопы, зажатые в изящной туфельке на высокой шпильке. Такой барьер кровотоку преодолеть будет сложно. Не работают (и не выталкивают, соответственно, кровь) и мышцы без шпильки, при плоскостопии.

Отсюда, рекомендации: свободная обувь на низком ходу для улицы, обувь single finger и одноименные носочки для дома и тренировок; комплекс упражнений для плоскостопия (даже если его нет).

👍 4. Включить нужно будет не только мышцы стопы, но и мышцы голени и бёдер. При отеке они плохо работают. Предварительный лимфодренажный массаж повысит эффективность тренировки. Рекомендован динамический режим работы. Мышцы ног называют вторым сердцем. Именно их ритмичное сокращение способствует перемещению крови против сил гравитации. Потому полезно много ходить и вредно долго стоять.

👍 5. Ещё один насос венозной крови это диафрагма. Во время выдоха диафрагма расслабляется, поднимается вверх, внутрибрюшное давление становится отрицательным, кровь присасывается в полые вены. Диафрагмальное дыхание усиливает этот процесс. Существует много «торговых названий» этого упражнения - вакуум, бодифлекс, бандхи.

В нашем теле три диафрагмы, функционально связанных, потому, ещё добавляем к тренировкам упражнение Кегеля (активация тазовой диафрагмы). Совсем хорошо, если до посидеть промежностью на ребре жесткого йоговского кирпича, это релиз (см п.1😉) мышц тазового дна.

👍 6. Для улучшения функции диафрагмы ещё советую петь😊🎤 громко и низко и, вообще, по-разному).

⠀

👍 7 . Не всегда тренеру под силу диафрагму раскачать. Диафрагма по психосоматике - это страх, гнев, боль, которые мы проглотили. Потому следующая моя рекомендация - поработать с психологом. Пока не дошли, обратите внимание на дыхание во время стресса - оно задерживается. Осознанно «продышите» эти моменты.

👍 8. Наверное, это должно было быть пунктом номер один, рекомендованы плавание и аквааэробика, тут без комментариев, и так ясно.

👍 9. В кардиозале тренажёр выбора - эллипс.

По поводу пунктов - важны все, список без иерархии)

Часть IV. Общие рекомендации

1️⃣Компрессионное белье. Стыдно признаться, но я сама, врач, рекомендуя пациентам, недооценивала эффект лечебного белья. Начала использовать только после операции. Мой отзыв: оно работает, реально гонит жидкость из ног. Минус - тяжело и долго одевать, у многих вызывает зуд. Мне понравились чулки Venotex с открытым носком.

Ещё помог совет моего студента, он тренер и, по совместительству😂, пациент: можно надевать на ночь это белье (то есть он использует круглосуточно, а кому-то удобно будет надеть хотя бы на ночь, так будет лучше, чем никак).

2️⃣Контрастный душ - вообще хорошо и в частности. Стимулирует работу сосудов.

3️⃣Питание. Да, правильное питание полезно всем, какизвестно всем. Минимум для варикоза: клетчатка и вода. Клетчатка, чтобы не было запора и последующего натуживания; при недостатке воды, организм начинает приберегать жидкость, отек усиливается.

Часть V. Что нельзя при варикозе

⛔ 1. Работа с большими весами из-за сильного натуживания⠀

⛔ 2. «Пампинг» ног, это техника групповых силовых уроков, когда серией упражнений "бомбят" одну мышцу. Хорошо для выносливости мышцы, плохо для вен, туда не ходим.⠀

⛔ 3. Бег, прыжки, велосипед. Не то, чтобы исключить это из жизни, совет исключить это из фитнеса, так как в фитнесе есть альтернатива для решения задач выносливости и сброса веса.⠀

⛔ 4. Каблуки, уже говорили.⠀

⛔ 5. Утягивающее белье, создаёт дополнительное сопротивление току крови.⠀

⛔ 6. Антицеллюлитный массаж, сауна, горячая ванна разрушают хрупкие сосуды⠀

Легкие ноги - это часть общей здоровой расслабленности, легкости Вам!
Доктор Гульнара Мазитова