Найти в Дзене
Электричкинг 2

Белорусское направление МЖД и о безбилетном проезде там

Оглавление

Продолжение саги (группы статей) с направлениями Мосузла, связанные с текущим положением дел в плане безбилетного проезда.

Киевское направление МЖД и о безбилетном проезде там
Курское направление МЖД и о безбилетном проезде там
Павелецкое направление МЖД и о безбилетном проезде там

Следующим в нашем "расстрельном списке" - Белорусское направление (участок Москва Белорусская/Смоленская - Гагарин/Вязьма).

Белорусский вокзал.
Белорусский вокзал.

Общая информация по направлению: контингент, подвижной состав, статистика.

Белорусское направление можно описать на текущий момент, как "направление, в котором ничего не понятно, ну да фиг с ним": подвижной состав может быть практически каким угодно, аэроэкспрессы с недавнего времени начали ходить до/от Одинцово и на участке до Белорусского вокзала можно хоть по обычному билету (на простую электричку) ехать хоть в бизнес-классе, лестница на переходе в Кунцево как была наполовину разрушена несколько лет, так и осталась "висеть" в таком виде, участок Рабочий посёлок - Усово, сколько бы его не облагораживали (в плане подвижного состава и пассажирских обустройств), остаётся, по большей части, никому не нужным, пассажиры именуют простую бородинскую злектричку как "экспресс" (во всяком случае, поезд 6247 Лобня - Бородино - так точно), некоторое время назад без билета до Можайска проще было проехать на экспрессе (а более предприимчивые покупали до туда билет на "Ласточку" за менее, чем 100 рублей), ну и так, ещё много всего по мелочи.

Доступность направления по отношению к метро очень высокая - все остановки на участке от Москвы Белорусской до Кунцево находятся впритык или в шаговой доступности к станциям метро/МЦК. Дополнительно, ещё строится платформа Славянский бульвар для оперативного перехода к одноимённой станции метро и наоборот.

Кунцево 1. Сколько известно, половина лестницы так и осталась до сих пор висеть.
Кунцево 1. Сколько известно, половина лестницы так и осталась до сих пор висеть.

Направление имеет прямые электрички на Курское и Савёловское направления. В последнем случае - даже с экспрессами.

Само направление готовится к запуску МЦД-1, в связи с чем, сейчас застраиваются новые пути в сторону Одинцово, да и сейчас ходят чуть ли не в тактовом режиме экспрессы до того же Одинцово.

Бородино.
Бородино.

Подвижной состав, как отмечалось выше, - самый разношёрстный. Может быть подан и новенький состав типа ЭП2Д, а может поехать и старый добрый ЭР2Т. На участке Москва - Усово работают поезда типа "Иволга".

Контингент поездов, в целом, спокойный. Возможно наличие принципиальных граждан в поезде (например, безбилетников и прочих с активной жизненной позицией). На участке Можайск - Вязьма и вовсе основная масса - бабки-божьи одуванчики.

Станция Гагарин.
Станция Гагарин.

По уровню оплаты проезда в процентном соотношении, направление находилось в 2017 году на средних позициях - оплачивало полностью проезд 64.9% пассажиров. В основном, проезд меньше оплачивают жители дальнего Подмосковья - например, Можайска.

Контроль оплаты проезда

Довольно серьёзный даже по меркам стандартного контроля. В недальних электричках может следовать 2-4 контролёра, в можайских и бородинских можно запросто нарваться на наличие 6 контролёров (по двое на каждые 3-4 вагона). В усовских электричках контролёры могут начать проверку билетов прямо с Белорусского вокзала.

ЭГ2Тв "Иволга" в районе Белорусского вокзала. Контролёры уже были в наличии.
ЭГ2Тв "Иволга" в районе Белорусского вокзала. Контролёры уже были в наличии.

В электричках на участке Можайск (Бородино) - Вязьма, как правило, два контролёра на 4-6 вагонов - этого вполне достаточно для полного "покрытия" безбилетников. Во времена существования прямых поездов Москва - Гагарин (а то и Вязьма) проезд без билета после Бородино был вполне себе возможен. (В последнем случае речь ведётся именно про обычную электричку - не надо путать её с "Ласточкой" аналогичного маршрута - прим.ред.).

Усиления в виде наличия "каждовагонников" - контролёров в каждом вагоне - явление на направлении довольно редкое. Не столь часто наведываются и контролёры-кассиры особого назначения. В крайних электричках, как правило, контролёров нет вообще, бывает и такое даже на участке Гагарин - Можайск (впрочем, на последней электричке Вязьма - Бородино, там и пассажиров практически тоже не бывает).

Меры по пресечению безбилетного проезда.

Бородино. Контролёр сейчас всё пресечёт :).
Бородино. Контролёр сейчас всё пресечёт :).

Сколько-нибудь особых мер на направлении не применяется, контролёры при стандартном уровне контроля, в большинстве своём, могут справиться самостоятельно. Дополнительно, как упоминалось выше, на направлении установлено значительное количество турникетных линеек (фактически, покрыто на главном ходу всё от Москвы вплоть до Одинцово) и иногда, для профилактики могут зайти "каждовагонники" или "особисты".

На участке Можайск/Бородино - Вязьма и вовсе не требуется никаких дополнительных мероприятий, так как билеты имеют на руках практически все без исключений.

Кунцево 1.
Кунцево 1.

На направлении терминалов предварительной продажи проездных документов нет.

Заключение.

Белорусское направление характеризуется высокой степенью "турникетизации" платформ, высокой степенью шаговой доступности платформ к метро, повышенным количеством контролёров в дальнобойных электричках, сочетающимся с некоторой текущей хаотичностью в плане пассажирских обустройств, которая, в свою очередь, несколько связана с необходимостью приготовления к запуску МЦД.

Кубинка 1.
Кубинка 1.

Безбилетный проезд в ближних электричках, как правило, усложнён необходимостью прохода мимо турникетов, в дальних же - необходимостью довольно часто перебегать от контролёров. До Можайска не исключено, что можно пробежаться раз четыре-пять. После Можайска в сторону Вязьмы бегать, в общем-то, бесполезно, особенно, выехав уже в Смоленскую область.

По прибытию в Можайск или Бородино (в зависимости от электрички) можно поехать далее в Вязьму, а оттуда - в Ржев, Калугу, Смоленск (с дальнейшим проездом в Белоруссию). В последнем случае, лучше всё же ехать, например, "Ласточкой".