Всем привет, это @ausfahrt.
Мы вчера ездили в город Золинген. Помимо того, что там делают известные на весь мир ножи, ножницы и прочее, этот город примечателен также и тем, что здесь крупнейшая из сохранившихся в Германии троллейбусных сетей. Всего на данный момент в Германии троллейбусы есть в трёх городах.
История немецкого троллейбуса вообще интересна. На первый взгляд можно подумать, что линии не стали восстанавливать после войны. Но, оказывается, это не так. Троллейбусы в Германии появились ещё в XIX веке, а пионерами электрического общественного транспорта являются братья Сименсы. Годы расцвета троллейбусов пришлись на интербеллум, а после второй мировой войны их продолжили развивать, строить новые.
Но уже к 60-м годам троллейбус оказался в невыгодном положении, и его стали упразднять, заменяя трамваями и автобусами. Причины, по которым троллейбус стал невыгодным, следующие:
• Города развивали по принципу "город для автомобиля", и троллейбус не вписывался в эту концепцию. Помимо этого, на транспортные компании перекладывали расходы по дорожным работам, что им было, само собой, невыгодно.
• В это время активно электрифицировались немецкие железные дороги, зачастую в ущерб электрическим троллейбусным линиям. Оснащать троллейбусы дизельными моторами были готовы не все компании.
• С 1960 года был введён запрет на перевозку пассажиров в прицепах. Чтобы сохранить вместимость троллейбусов, многие компании были вынуждены перейти на троллейбусы-гармошки. Это было дорого, и перешли в итоге на дизельные автобусы.
• С 1962 года в Германии больше не было серийного производства троллейбусов.
• С 1960-х в Германии дизельные автобусы были освобождены от налога на топливо. Таким образом, их использование было намного выгоднее, чем троллейбусы.
Если коротко, то основные причины замены троллейбусов другими видами общественного транспорта банальны и привычны — деньги и сложность эксплуатации. Во многих городах было дешевле перевести всю систему транспорта на обычные автобусы, чем модернизировать троллейбусы; линии троллейбусных электропроводов были погодозависимыми, и в дождь в некоторых городах было невозможно их эксплуатировать; где-то была неразвитой троллейбусная сеть, и троллейбусы перегоняли, прицепив к дизельным автобусам; в других местах трамвайная и троллейбусная сети были соединены, и ставку сделали потом именно на трамваи.
***
Вот такой, казалось бы, привычный для нас вид общественного транспорта, стал в Германии экзотикой. Увидеть троллейбус на улицах городов бывшего СССР — обычное дело. Здесь же, встретив троллейбус на холмистых и извилистых улицах Золингена, удивляешься, что такой транспорт здесь вообще есть, поскольку смотрится он совершенно инородно.
***
Если вам понравился этот текст, поделитесь им в соцсетях, поставьте лайк и не забудьте подписаться на нас!
***
Telegram – на нашем канале мы делимся короткими новостями и фотографиями.
Карта Telegram-каналов эмигрантов.
Дзен – наша любимая платформа для лонгридов.