Недавно в одной из социальных сетей продемонстрировали задачку из школьной программы по математике: "8:2(2+2)=?".
Эта твиттерная публикация собрала более 12 тысяч лайков и около 13 тысяч комментариев.
Большинство пользователей ответили так: «1».
По словам ведущих специалистов-математиков (а журналисты солидных СМИ всегда обращаются за экспертизой к ведущим специалистам), правильный ответ — это «16».
«Так как все в строчку, то нужно делать операции в том порядке, в котором они написаны. Восемь делим на два, четыре умножаем на 2+2, получается 16» — объяснили они.
И добавили: «Это просто манера записи, ничего интересного - чисто арифметическая задача, но все-таки более опрятно надо писать сам пример».
Если у кого-то по его простоте душевной осталось ощущение, что где-то втихоря могли изменить заодно и таблицу умножения, то он, может статься, не так уж и далек от истины.
Испокон веку (с тех самых давно минувших дней, когда формулы писали гусиными перьями, а вычисления делали столбиком) известны арифметические знаки препинания и вытекающие из самой логики вычислений правила по поводу последовательности действий. Приоритет – за «вторичными» арифметическими действиями, т.е. за умножением и делением. И только после этого производятся «первичные» - сложение и вычитание.
Если приоритет необходимо изменить, то складываемые (или/и вычитаемые) величины помещаются внутрь парных скобок. И далее все прочие действия происходят уже с тем единым, что получилось внутри такого «контейнера».
Умножение – это не более чем многократное однообразное сложение, деление – столь же многократно повторяющее вычитание. Поэтому их и можно назвать вторичными арифметическими действиями в отличие от двух фундаментальных операций – сложения (т. е. добавления чего-то к чему-то) и вычитания (т. е. изъятия чего-то из чего-то).
Любые манипуляция с квантами информации (с «1» и «0», т.е. с «СУЩЕСТВУЕТ» и «НЕ СУЩЕСТВУЕТ») в процессорах любых из ныне существующих персоналок – вещь последовательная, «в строчку». И поэтому на удивление убогая в отличие от объемного виденья (в прямом и переносном смысле) и мышления обычного человека. Последнее - не просто фигура речи: большое изображение или, например, развернутый лист газеты компьютер «читает» (сканирует) тупо и долго, точка за точкой, в то время как человек видит всё сразу, почти мгновенно. Смысл увиденного доходит до человека тоже гораздо быстрее и осмысливается несравненно многограннее.
Но иначе компьютеры не могут, поэтому и в их интерфейсы [для общения их с человеком] вшили ту же версию (под названием «в одну строчку») обращения с математическими знаками препинания.
При этом отбросили как несущественное то обстоятельство, что в подсознании людей, когда-либо учившихся и пребывающих в современной информационной среде, знаки «\», черта между числителем и знаменателем (и как линия в математических формулах на страницах книг, и как понятие) и знак «:» – это одно и то же.
И зря отбросили. Если «просто манера записи» способна фундаментально исказить результат вычисления, то судьба типового замученного программиста (а еще больше – судьба тех пользователей его продукции, которые на опасном производстве или где-нибудь в 11 километрах над ночной Атлантикой) становится потенциально незавидной. Готовый софт может начать радостно гнать на поверхность заведомый брак. Причем, самое скверное, не всегда, а время от времени, случайным для стороннего наблюдателя образом - взбрыкивая вдруг по собственному желанию.
А докопаться до первоисточников таких финтов (до упомянутой выше подсознательной идентичности знака «\» и черты между числителем и знаменателем) в глубинах сколь угодно огромных текстов сложнейшего программного обеспечения может оказаться совершенно невыполнимой задачей. Язык программирования может самостоятельно отловить только простейшие явные нелепости – попытку деления на ноль и отсутствие одной из скобок в паре.
Все остальное извольте, люди, выгребать сами. Софт работает? Работает, честно и на всех парах. А то, что у вас в ходу вместо полагающейся одной однозначной договоренности - аж два правила для, образно говоря, прокладки рельсов через одну и ту же типовую железнодорожную стрелку, так это уже вопрос к вашим привычкам устанавливать правила каким-то нелепым местечковым образом.
Как выяснилось в ходе неожиданно бурного обсуждения в социальных сетях задачки «8:2(2+2)=?», большинство назвало ответ «1». Это, как ни странно, означает, что большинство людей все-таки учились, причем у нормальных преподавателей – или сумели-таки не стать жертвами многолетней эпидемии ЕГЭ и нашествия услужливых электронных вычислительных шпаргалок (как известно, человек всегда начинает лениться в более комфортных условиях и из-за этого заметно тупеть и слабеть).
И смогли не быть бездумными и поверхностными, без понимания основ и сути (как говорят в не слишком культурных кругах, с пустоватым чердаком) барабанщиками по клавиатурам. Барабанить – дело нехитрое, этому легко и быстро может навостриться не только медведь в цирке, но даже школота с айфонами и программисты из бывших геймеров. И тем более – любая энергичная IT-продвинутая мартышка, по тем же компьютерным клавиатурам.
Что же до отсутствия в этом страдающем бледной немочью формате «в одну строчку» знака, наглядно и однозначно отделяющего числитель от знаменателя, то это «невидимое» в таком формате, но постоянно встречающееся в практике понятие любой нормально учившийся человек легко реализует при помощи необходимого набора вложенных друг в друга пар скобок.
- - -
(*) – иллюстрация из интернета, открытые источники
Если понравилось рассказанное – не стесняйтесь кликнуть по значку «Во!» (это где большой палец вверх, что в Дзене означает вовсе не респект автору, а «давайте ещё чего-нибудь примерно такого же», «требую продолжения банкета!»). И – подписывайтесь на канал, оставляйте комментарии.