Найти в Дзене
Алексей Швайков

Россия превращается в Китайскую промплощадку?

Оглавление

Китайская компания Haval подписала специнвестконтракт (СПИК) с правительством России. По условиям контракта китайская компания обязуется вложить 40 млрд рублей в производство двигателей, коробок передач и создать 877 рабочих мест. Возникает вопрос — для чего вкладывать большие деньги, обещать локализовать производство двигателей и коробок передач, если рынок новых автомобилей сокращается?

Продажи новых автомобилей постепенно падают, несмотря на господдержку. В январе-июне реализация упала на 2,4 %.

Также вызывает вопрос — зачем строить под Тулой завод, рассчитанный на 150 тыс. автомобилей в год?

Прогнозы аналитических агентств и статистика рынка утверждают, что спад паления продаж машин продолжится и предпосылок изменения ситуации не видно в перспективе 3-5 лет.

На что же надеются китайские автопроизводители?

Напомню основные условия заключения СПИК. Основные инвестиции GWM (Great Wall Motors) составят более 42 млрд руб. к этим расходам прибавим стоимость строительства самого завода, это около $500 млн. Предполагается что для производства кроссоверов на заводе под Тулой будут локализованы двигатель, коробки передач. Системы управления и электронные блоки автомобиля. В правительстве уже посчитали сколько денег можно получить с проекта. Около 90 млрд руб. налогов и количество рабочих мест увеличится до 877. Планируется на первом этапе производить 80 тыс. машин в год, на втором этапе — 150 тыс.

На бумаге выглядит все отлично. Перспективы радужные, планы амбициозные. Попробуем порассуждать об этой ситуации с точки зрения бизнеса. Если организовывается производство чего-либо, значит стоит цель получения прибыли. Вложенные инвестиции должны быть возвращены в кратчайший срок и гарантировать получение прибыли.

Никто просто так вкладывать большие деньги и строить завод в другой стране не будет, если не гарантируется возврат инвестиций.

На российском автомобильном рынке ситуация сложная. Продажи новых автомобилей падают, несмотря на поддержку государства. Связано это с постоянным повышением цен на автомобили, увеличением НДС, падением реальных доходов населения. Свою лепту вносят подорожание бензина, увеличение стоимости обслуживания и запасных частей. Автомобиль снова превращается из средства передвижения в роскошь.

На фоне этого, в ближайшей перспективе на увеличение продаж рассчитывать не стоит. За первую половину 2019 года китайские компании все вместе смогли продать 16022 автомобиля.

У Haval нет демократичных моделей. На заводе под Тулой планируют выпускать три модели вседорожников. Это кроссовер Haval F7. Цена на который разочаровала ждавших машину людей. Цены на F7 начинаются от 1 449 000 рублей. Цена на большой внедорожник H9 - от 2 602 000 руб. На купе-кроссовер Haval F7x цена ещё не определена, но думается она будет выше F7 процентов на 10. То есть, машины довольно дорогие.

Возникает вопрос — как Haval планирует продавать такое количество автомобилей?

Есть несколько предположений Для какой цели организовывать производство:

🔹 Компания Haval воспринимает наш рынок, как развивающийся. Трезво оценивает все риски. В будущем планируется увеличение ассортимента производимых моделей. Снижение цен и вступление в конкурентную борьбу с лидерами рынка. Это позволит выйти на запланированные показатели производства и продаж.

🔹 Вторым вариантом могут быть просчеты на предварительной стадии разработки проекта. Неправильная оценка рысков и начало производства не с простых и дешевых моделей, как в своё время сделали в Рено, а сразу довольно дорогих автомобилей.

🔹 Третьим может быть рассматривание России как новой площадки для производства автомобилей. В Китае ожидается глобальный бум перехода на электрический транспорт. И чтобы влиться в эту волну, нужно освобождать мощности заводов в самом Китае. Поэтому, такой вид транспорта, как нынешние автомобили с ДВС, становятся устаревшими технологиями. С этой точки зрения перенос производства устаревших видов продукции в страны «третьего мира» выглядит вполне логичным. Пока китайский автопром стремится в будущее кто-то должен оплатить этот рывок.

Какой из вариантов окажется ближе к истине увидим в скором времени. Хочется верить, что мы не останемся на задворках автомобильной индустрии и не превратимся в производственную площадку для развития других стран.