Найти тему
ES Blog

Школа в Германии. Отвечает на вопросы педагог начальной школы!

Пару месяцев назад я собирал у вас вопросы для учителя начальной школы в Германии. Вопросов было так много, что мы с моей хорошей знакомой - немного офигели :)

Выкладываю вам первую часть, отвечает педагог начальной школы:

🔸 Я тоже переезжаю в начале апреля в землю NRW. Сыну 17, дочке летом будет 5. И меня очень интересует вопрос о школе и садиках. Тк сын уже в 11 классе и у него профиль- архитектор дизайнер и дизайн веб сайтов. Английский на отличном уровне, а вот немецкий только а1. Все советуют идти в гимназию. А я не то чтобы боюсь. Просто возьмут ли. Ну а с дочкой тоже вопросов много. Какой садик. Есть ли места. Как с немецким. Есть ли какие то кружки для доп занятий по немецкому. Наверное как и у всех голова кругом.

Понимаю волнения подобного рода, но здесь решение - abwarten und Tee trinken. Решать проблемы по мере поступления, со взрослым ребёнком сходите на консультацию в центр, который занимается вопросами образования молодёжи, в разных землях они по-разному называются. Вам везде помогут и предложат помощь и возможные варианты. Ну и главное, парню нужно заниматься немецким, для успешного будущего владение языком очень важно. С девочкой - место в садике предоставить обязаны, то, что она не говорит пока по-немецки, это совсем не страшно. Она выучит всё со временем. В садике, возможно, будут доп.занятия по языку - но это от садика зависит. В школе позже обязательно будут такие занятия. Вам сейчас главное, расслабиться и сохранять позитивный настрой!

 🔸 Много читала статей про школу. Про обучение. Интересно другое,к примеру,бывают в школе конфликты между учениками и как решаются они? Учитель пресекает сразу? Есть ли непослушные дети и что тогда предпринимает школа по отношению к ним? Так интересно отношения как строятся между детьми местными и приезжими(национальность не важна) . Знаю ,что прививают толерантность.

Конечно же, конфликты бывают. В моём классе все неприятности, которые произошли на перемене, мы стараемся решить сразу по возвращению в класс. Мы садимся в круг и дети высказывают своё недовольство , предлагаются пути решения, решаем, просим прощения и тп. На перемене во дворе есть всегда учитель, который дежурит и наблюдает за детьми, он может помочь прям на перемене. У нас в школе есть Streitschlichter, дети 3-4 класс, которые закончили спец курс о том как решать конфликты. Они дежурят на посту во дворе и дети приходят к ним и решают свои проблемы самостоятельно. 

В зависимости от проступка, от его тяжести, в каждой школе свои решения. Могут отстранить от занятий на несколько дней. Поставить на учёт в полиции и тп. С таким лично я сталкиваюсь редко, так как в начальной школе, все же ещё милые детки. И мы работаем больше с родителями. Местные и неместные - как взаимоотношения? У маленьких детей ещё нет такого восприятия реальности, - свои/чужие - оно формируется позже. В нашей школе 95% детей не немецкой национальности, хотя многие родились уже здесь. И да, мы прививаем толерантность и другие положительные моральные качества для успешного существования в обществе всем в равной степени.

🔸 У нас тут в России в школе Учитель все время делает акцент на почерк сына,что неаккуратный. Без наклона. И это 1 класс. Ребёнок так то письменно вот с 1 сентября впервые пишет,не знаю что она ожидает. Я ей об этом говорю,что он старается,что времени больше нужно,научится. Как вот в Германии к этому относятся? Думаю требования не выставляют? По себе знаю,у меня у самой почему какой только не был,но сейчас очень красиво пишу. Что говорить,Учитель сама пишет так себе,я иногда с трудом разбираю ее писанины. И сын тоже это говорит,что она пишет не так как учит их. И вот как тут объяснишь,почему взрослые так пишут,а от детей требует аккуратности 😂 

У нас не особенно смотрят на безупречнось почерка, но аккуратность тоже несомненно важна. Просто больше занимайтесть, старайтесь, придёт всё со временем. Можно курс каллиграфии пройти с ребёнком. Поинтересуйтесь этой возможностью. Детки обычно очень любят и каллиграфию и результат виден практически сразу. По поводу учительского примера (например, в почерке), думаю, что преподаватель не во всем может быть примером. Но главное для меня, чтобы мои ученики были лучше меня. Чтобы они переросли меня в навыках и стали лучшими людьми. Для меня ситуации, когда ученик может что-то лучше преподавателя источник огромной мотивации. Попробуйте и Вы посмотреть на ситуацию под этим углом.

🔸кстати ,про рисования в тетради, сын по началу все тетрадки изрисовал своим творчеством, имею ввиду что нет нет ,а где нибудь в уголке что то да нарисует. Учитель наругала. Сын говорил,что так интереснее,веселее. Но приходилось не раз объяснять ребёнку что нельзя рисовать в тетрадях школьных,вот такие требования. Что может рисовать в черновике. Вот тоже интересно такое сравнение? Может и у вашего ребёнка такой опыт был☺️

Да, у меня в классе сейчас есть дети, которые рисовали в тетрадках и на партах 🙈 моё решение проблемы: объясняю где можно, а где нельзя рисовать . За чистые страницы даю наклейки. В классе в свободном доступе лежит стопка листов, на которых можно рисовать. В классе сделала «креативный уголок» - там все для творчества, раскрашивать, рисовать, клеить, разные карандаши и тп. Если рисунки появлялись в тетради - смотрела несчастным взглядом на ребёнка.(ничего не говорила), а если чистенько было - очень хвалила перед всем классом. Результат был примерно через 1-2 месяца. Рисования на партах прекратились совсем, в креативном уголке красивые рисунки, тетради чистые с редким исключением. 

🔸 А спросите, пожалуйста, в школе : если ребенок только приехал в Германию без языка, то как проходит его адоптация в школе, всегда ли это происходит с потерей года?

Меня удивляют всегда эти негативные формулировки «потеря года»🙈😆

Ребёнку нужна адоптация в новой жизненной ситуации, в новой языковой среде, в новой школе и тп. ВСЁ новое, другое. Это невероятный стресс - вне зависимости от того, осознают это родители или нет. В первый год в школе (все равно в каком классе) закладывается база, успех всей последующей (школьной) жизни. И это замечательно, если в первый год в школе хотя бы оценками на ребёнка не давят, а дают возможность сориентироваться в новой ситуации. 

Встречный вопрос: вы воспринимаете своего ребёнка как робота? Вы поменяли все в его жизни и ожидаете, что он из , например, 3го класса российской школы будут также функционировать в 3м классе немецкий школы. Без изменений?! Вы реально это ожидаете?! В Германии этого от приезжих детей не ожидают, поэтому им предоставляют шанс в отдельном классе учить немецкий и осваиваться с новой школьной реальностью.

🔸Добрый день, спасибо за то, что делитесь информацией. Вопросы такие: 1. Детям 7 лет, немецкий язык не знают. В какой класс их возьмут. 2. Двойняшек определяют в один класс или разделяют. 3. Оформляют ли детей в школу посреди учебного года. 4. Как школа проверяет наличие прививок. Какие нужны документы. Спасибо.

1)В первый класс возьмут 7ми леток, и это на пользу им только будет.

2)В нашей школе разделяют двойняшек, я тоже считаю, что их разделять полезно. Детям нужно немного отдыхать друг от друга. 

3)Конечно, в любое время года вас оформят в школу. Дети обязаны ходить в школу.

4)Наличие прививок- должен быть «паспорт прививок», такая книжечка у вас. Насколько я знаю, школа это не проверяет совсем. А вот школьный врач проверяет. Но у вас может прививок и не быть совсем, это под ответственность родителей.

🔸Как оформить детей в детский сад (5 лет) и в школу первый класс (7 лет). Практически без знания языка:( возьмут? На что нужно обратить внимание при выборе сада/школы и какие документы нужны для оформления. Спасибо!

Приходите в детсад и школу вашей мечты, и узнаете на месте, что нужно. Этот список документов очень отличается от города к городу, от учредителя сада и тп. Знание языка- при приёме в дет сад не имеет никакого значения. В школу- тоже практически нет, в школу возьмут в любом случае. Скорее всего в первый класс вас возьмут, чтобы у ребёнка было больше времени освоиться и выучить язык. 

🔸Как выбрать сад/школу - ходите на день открытых дверей. Прочитайте концепт учреждения, там вы узнаете, как работает это образовательное учреждение; какие принципы пед.работы они живут, что развивают в детях. Какие доп занятия , кружки предлагаются. Что с питанием? До скольки ребёнок может оставаться в саду/школе?

 Сравнивайте школы/сады между собой.

Что в работе школы/сада откликается с вашими личными взглядами. 

Территориальный аспект тоже немаловажен.

🔸Есть ли опция домашнего обучения, такой вопрос интересует. Спасибо большое!)

Нет, образование полностью дело государственное.

Запрещено 🚫 обучать детей дома, семейно. 

Непосещение школы преследуется законом, штрафы родителям. 

🔸Что делают педагоги, если ребёнок шустрый и не послушный. Если ему трудно усидеть весь урок.? У нас, в Беларуси)), постоянно отчитывают родителей... И, я, слышала, что в Германии могут за это неуд по поведению поставить и оставить на второй год.🔸

Если шустрый ребёнок- я рассаживаю детей лицом к окну, стене, ставлю своеобразный «заслон» в очень милой форме, смотрите у меня на странице фото, - чтобы ребенок мог лучше концентрироваться. Я предлагаю детям «свободную форму сидения» - подносы и подушки, они сидят где хотят в классе (на полу у доски, в уголке на ковре, в кружке, в гардеробе за классом) и работают - и это здорово работает! Также мотивацию повышают интересные, яркие материалы и красиво оформленные задания. Похвала за успехи помогает. Элементы подвижности возможны на уроке, мои дети на уроке почти всегда в движении 😆 У меня не бывает урока, когда нужно 40 минут сидеть на одном месте. Мы сидим в кружке, потом идём по местам, кто-то выбирает сам свое месте работы. Мы двигаемся... потом опять собираемся в кружке. Если я знаю, что кто-то не может долго высидеть, я предлагаю полежать в уголке чтения, посмотреть/почитать книжку. Отдохнуть. У меня всё это возможно. 

Если «шустрость» реально нездоровая, рекомендую родителям сходить на консультацию к врачу. Если действительно есть объективные проблемы со здоровьем, это решается медикаментозно. Такие дети тоже есть у нас, им потом намного легче учиться, концентрироваться, когда они регулярно принимают лекарства.

В Германии никогда не отчитывают родителей, мы только рекомендуем. Двоек за «шустрость» не бывает, эту сташилку в Белоруссии придумали и тем более за плохое поведение на второй год не оставляют. В нашей школе вообще сложно остаться на второй год. 

🔸когда идти в школу?

Когда ребенок готов, тогда и идите.

Это может быть возраст от 5 до 7 лет.

Но ваш выбор может быть ограничен школьной системой вашей земли.

Тест делает школа на готовность к школе. В разных землях может быть по разному, есть дети, которые могут раньше по развитию соответствовать уровню готовности к школе. Такие могут идти в 5ть лет. Это на усмотрение родителей. 

Вам все расскажут, все возможности, прислушайтесь к советам и выберите подходящий именно вам и вашему ребёнку вариант.

🔸Особенно волнует воспитание детей. Вот вы своего ребенка сейчас отдаете в школу, вы примерно уже знаете программу образования, чему его научат за 12 лет?

Программу образования - может смотреть любой человек в интернете, на каждый класс - всё доступно. Форма школы, земля - всё прописано по каждому предмету ежегодно. Плюс в вашей школе спросите план обучения по интересующему предмету - всё есть, читайте, познавайте.

Не пропускайте наши посты в телеграмм, удобно читать на мобильном :)

Если Вам понравилась статья, то поставьте пожалуйста ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИШИТЕСЬ, чтобы не упустить новых статей!
Спасибо Вам, что читаете!