О том, что великая княжна Ольга Александровна увлекалась живописью и, даже зарабатывала этим на жизнь в эмиграции, я знала, а вот то, что её матушка императрица Мария Федоровна тоже была неплохим художником, прочитала совсем недавно.
Все закономерно – ведь верно говорят, что дети впитывают в себя самое лучше в семье.
Из всех детей Александра III только Ольга известна, как хорошая художница, у всех же остальных детей это было скорее хобби.
Талант передался им от матери, которая в свою очередь была воспитана так своей матушкой.
Императрица Мария Федоровна
Судя по описанию современников, Мария Фёдоровна была очень энергичной, активной, увлекающейся натурой, но всегда с «холодной» трезвой головой. Для творческой личности уникальное сочетание несочетаемых качества.
Свои первые шаги в живописи она делала под руководством матери королевы Дании Луизы, которая, как я уже сказала, сама хорошо рисовала и разбиралась в живописи.
Уже будучи в России, Мария Федоровна брала уроки у живописца Алексея Петровича Боголюбова.
Сейчас картины Марии Федоровны можно увидеть в Музее изобразительных искусств Республики Карелия.
Почему в Петрозаводске находятся картины императрицы, а не скажем в Санкт-Петербурге?
Дело в том, картины эти, до событий 1917 года, находились в семейной коллекции, а в Петрозаводске оказались в 1928 году прямиком из фондов Аничкова дворца.
1928 год – год смерти Марии Федоровны, и почему-то именно в этот год в Ленинградском музейном фонде производится распределение между музеями страны национализированных произведений искусств.
До Революции Аничков дворец был личной резиденцией императорской семьи в Санкт-Петербурге. Именно там жила семья Александра III, там выросли дети, и своим домом считали скорее этот дворец, чем Зимний.
Понятно, почему картины Марии Федоровны оказались во дворце. А вот кто принял решение отправить их в Петрозаводск?
Только в 1960 году картины были переданы в Музей изобразительных искусств Республики Карелия. Где были до этого не понятно. Да и в Музее картины не экспонировались. Какая еще императрица – художница? Не те времена были.
Картины её работы. Мне они напомнили полотна голландских мастеров.
Широкому кругу о картинах Марии Федоровне стало известно только в 1997 году, да и то не в России, а в Копенгагене. Там была организована выставка «Принцесса Дагмар. Императрица Мария Федоровна».
Есть предположение, что картины выставлялись и раньше, но только вот где и кем?
Добавлю еще и то, что в Музее в Карелии есть не только картины императрицы, там можно увидеть и великих русских художников И. Айвазовского, А. Мещерского, А. Боголюбова, М. Боткина, И. Кёлера (любимые художники Марии Федоровны) – те, что когда-то находились в Аничковом дворце, и которые загадочным образом попали в Петрозаводск.
Вернусь к Марии Федоровне, как императрице. Она покровительствовала искусству, и как вы понимаете, особенно выделяла живопись.
Именно благодаря императору Александру III и его супруге сейчас в Санкт-Петербурге в великолепном Государственном Русском Музее мы видим картины великих мастеров.
Ведь император был страстным коллекционером – его приобретения не помещались ни в галереях Зимнего дворца, ни в Аничкова, ни в Гатчине.
Я думаю, что многие картины тот покупал по совету своей супруги.
Как вы знаете, Государственный Русский Музей был создан в 1895 году по Именному высочайшему указу императора Николая II об учреждении «Русского музея императора Александра III» в память о своем отце.
Большая часть коллекции императора была передана в этот музей.
Предметы, помещённые в музей и составляющие его собственность, никогда отчуждаемы или передаваемы в другое учреждение быть не могут.
Управляющий музеем назначается высочайшим именным указом и непременно должен быть членом Императорского Дома.
.