В этой статье поговорим о важном элементе образа солдата или сержанта периода 70-х и 80-х . О поясном ремне (был еще брючный, мало ли, вдруг кто не в курсе).
Строго говоря, проходящему срочную службу в то время полагалось аж три поясных ремня.
Не спешите критики кричать, что автор "не служил", за эти обидные слова сразу бан в моем блоге)
Давайте посчитаем лучше.
Поясной ремень выдавался военнослужащему вместе с первым комплектом обмундирования на все два года службы (если мне память не изменяет). Тот самый, с блестящей бляхой, которую полагалось непрерывно чистить, чтоб блестела.
Этот же ремень служил для ношения штык-ножа в наряде и сумки для магазинов в карауле ( как правило). Иногда для патрулей и нарядов на КПП выдавались белые ремни.
Однако, для полевой формы однозначно по тексту приказов МО полагался ЕЩЕ ОДИН ремень:
Предметы полевого снаряжения хранятся в подразделениях собранными на поясном ремне без боеприпасов. Снаряжение периодически подвергается осмотру, разборке, чистке с устранением обнаруженных недостатков. (из приказа МО № 250 от 1 ноября 1973 г)
Те же самые слова мы видим и в приказе Министра Обороны № 250 от 4 марта 1988 года.
Насколько это требование соблюдалось, каждый может судить по своему опыту. Скажем аккуратно - соблюдалось оно не везде и не всегда. В частности сплошь и рядом при полевых выходах и занятиях по ТСП снаряжение одевали просто на поясной ремень с блестящей латунной бляхой даже без плечевых лямок.
Строго говоря, нарушением Приказа МО это не было, потому как форма носится "полевая - на учениях, маневрах, боевых дежурствах и занятиях в учебных центрах" и "повседневная - на всех занятиях, при несении суточных нарядов и в свободное от занятий время в расположении воинской части, а также в других случаях по указанию командира воинской части " (цитирование по тексту Приказа МО № 250 1973 г)
Кроме того, солдату был положен еще белый поясной ремень к парадной форме для особо торжественных случаев. В частности его надевали на присягу. Срок службы этого предмета был больше срока службы военнослужащего срочной службы (5 лет, если не ошибаюсь),хранились такие ремни обычно в каптерке у старшины.
Но все же, говоря "солдатский ремень", мы вспоминаем тот самый, с латунной бляхой. Это не просто был элемент военной формы одежды, это вещь статусная, требующая уважения.
Как носить, чем чистить бляху... А дембельская роспись на обратной стороне? Это же целый пласт прикладного искусства).
Поясной ремень в СА, кроме всего прочего, обозначал уровень в неуставной иерархии. В большинстве частей на территории СССР носить кожаный ремень (купленный за свои кровные или переданный по наследству дембелем) позволялось через год службы.
Молодой солдат затянут ремнем чуть не до икоты. Через год неписанный закон казармы позволял ремень ослабить. Иногда это принимало гротескный вид - тот самый вариант с бляхой на причинном месте и клапанами боковых карманов поверх ремня.
Изображая некоторое почтение к старшему по званию, такой болтающийся ремень сдвигали со стороны спины вниз, в результате спереди бляха занимала более менее нормальное положение.
С бляхой ремня были связаны отдельные неуставные ритуалы - ее сгибали почти в дугу, разгибали полностью, короче, не занятый службой солдатский ум находил чем себя нагрузить.
Пряжка ремня дембеля отличалась от пряжки духа и без всяких дополнительных ухищрений. Два года полировки пастой ГОИ (некоторые далекие от проблем шлифовки металлических поверхностей военнослужащие именовали эту зеленую субстанцию "пастагОя") или иными средствами заметно сглаживали силуэт звезды на бляхе.
Солдатский ремень тех времен был популярным средством выяснения отношений не только в армейской среде, но и на гражданке. По поражающей силе правильный "взвешенный" удар бляхой приближался к самопальным дворовым "нунчакам" (как говорили тогда), а иногда и превосходил их. При этом ремень не являлся явно "предметом, специально изготовленным для нанесения телесных повреждений". Носить его можно было совершенно спокойно.
Бляхой ремня осуществлялся "перевод" в очередную неуставную категорию после года службы. Сей своеобразный ритуал имел различные вариации в разных частях. В нашей же полагалось среди ревнителей неуставного закона обойти всех дембелей, каждому протянуть свой ремень с просьбой "переведи!". Дембель, в зависимости от гнусности характера и отношения к адепту, мог стукнуть по заднице бляхой символически, а мог врезать так, что останется отпечаток. Полагалось терпеть и благодарить.
Впрочем, проходили подобное "испытание" далеко не все, некоторые, особенно молодые сержанты, игнорировали традиции. Никто им за это "не предъявлял", хотя конечно злобное шипение про "вечных салабонов" в спину раздавалось.
Была у ремня и еще одна комичная функция. Он изображал табличку "занято" в туалете - набрасывался на дверь, бляхой наружу.
Рад буду исправить неточности по вашим комментариям, вдруг память подвела.