Сегодня мы поговорим про коллекционные издания игр. И сначала давайте разберемся, для чего вообще нужны коллекционки, потому что тут тоже много интересного. Самая очевидная и банальная вещь - чтобы порадовать поклонников игры. Уси-пуси, какая эксклюзивная статуэтка, стилбоксик, наклейка на холодильник… Тут все понятно.
Еще одна очевидная вещь - чтобы заработать. Подавляющее большинство разработчиков и издателей закладывает маржу. Иногда весьма себе неплохую. Но про это мы еще сегодня поговорим. Дальше… коллекционки это обычно часть PR-кампании. Потому что если коллекционка по ожидаемой или просто известной игре, то про это напишут сайты, расскажут блогеры. И рекламное покрытие будет значительно больше. Поэтому многие девелоперы пытаются выпендриться и удивить. Потому что тогда больше напишут!
Еще один маленький эффект, про который вообще все забывают, - это имидж. И издатели, и разработчики регулярно встречаются в своих офисах с партнерами. Иногда другими издателями и разрабами, иногда со сторонними инвесторами, иногда с рекламщиками… много с кем. И крутые коллекционные издания, которые расставлены в переговорках - это реальная возможность немного пустить пыль в глаза. Многих это впечатляет, добавляет компании солидности. С этой же целью некоторые компании вывешивают в рамках на стенах положительные публикации в различных игровых журналах.
Кстати, о журналах и сайтах. Мерч - это один из способов, как игроделы пытаются влиять на прессу. Помимо того, что журналисты и блогеры любят снимать анбоксинги - а это дополнительный пиар, - зачастую коллекционные издания присылают даже не в редакции, а стараются, чтобы коллекционка дошла именно до человека, который потом будет писать рецензию. И это может повлиять на итоговое мнение.
И еще один малюсенький фактик, который очень редко срабатывает, но иногда бывает. Когда ты общаешься с разными компаниями по поводу создания мерча, ты налаживаешь массу самых разных контактов. В частности с производителями. А в этой среде вьются еще и компании, которые зарабатывает производством мерча по лицензии. И если вас банально могут заметить и предложить сотрудничество. А когда предложение исходит от такой компании, а не ты сам приходишь к ним - это иногда помогает выбить более выгодные условия.
А еще мерч заказывается с провесом, чтобы дарить партнерам. Чтобы раздавать его сотрудникам своей собственной компании и повышать их боевой дух. И чтобы просто хвастаться перед коллегами из других компаний - вон мол как мы можем. В общем - чувствуете да, сколько выгод?
Но! Важно не сесть в лужу. А садятся многие. Коллекционные издания и просто мерч-продукция вполне могут сыграть злую шутку, если разработчик и издатель забудут о самых простых правилах. Правило первое - нельзя врать и недоговаривать. Нужно предоставлять игрокам максимально подробную информацию о том, за что они платят зачастую немаленькие деньги.
Поэтому все размеры, качество материалов, комплектацию - нужно соблюдать неукоснительно. А лучше еще и рассказывать людям, сколько что весит, какие носители используются и так далее. Как "Бефесда" села в лужу сразу с двумя коллекционками, думаю, все помните. Сначала сумку не из того материала пошили и диск заменили на картонку с кодом. А потом еще и ром вместо эксклюзивной бутылки упаковали в пластиковый контейнер.
Еще коллекционки должны поступать в продажу вовремя. Если начать отгруз слишком рано, то многие решат, что… а… куплю потом, до релиза игры еще много времени. А потом игроки просто забудут. А сайты им не напомнят, потому что уже написали про выход коллекционки, когда она появилась. Но и задерживаться тоже нельзя. По статистике - старт продаж коллекционок в момент релиза игры - почти всегда проходит хуже, чем продажи, стартовавшие за пару недель или за месяц.
Но! И после релиза продажи идут. И важно изначально правильно все рассчитать. Потому что, например, в случае со сложными дорогими фигурками - допечатывать уже не вариант. Пока допечатаешь, ажиотаж спадет и мало кто купит. А если коллекционка удачная - часть тиража скупают еще и перекупщики, и даже очень преданным фанатам не достается - втридорога покупать никто не хочет. И просто производство строго по числу предзаказов в данном случае - плохой вариант.
Вот столько нюансов. И это я только по верхам пробежался. Именно поэтому производство коллекционных изданий обычно начинают планировать задолго до релиза игры. Иногда более чем за год. Кстати… это еще и позволяет избежать проблем с производителями. Когда все делается в последний момент и второпях - очень часто качество оказывается совсем не тем, что планировалось в начале. А отказываться и все переделывать - банально поздно.
С маркетингово-логистическо-теоретической историей разобрались. А теперь давайте повспоминаем сами коллекционки. Я не буду вводить какую-то градацию - самая крутая… самая необычная… самая дорогая… просто расскажу про коллекционные издания, которые мне запомнились или понравились больше всего. А вы смело подхватывайте в комментариях и рассказываете про свои любимые коллекционки. Или нелюбимые - а провальные, дебильные, неоправданно дорогие или наоборот - дешевые. В общем - про все, про что хочется рассказать.
Мне, например, сильно запомнилась коллекционка "Скайрима". Которая с драконом. С одной стороны она круто выглядит, дракон сделан отлично. Но, когда мне ее привезли, я как раз был неприятно удивлен. На фото кусок скалы, на котором сидит дракон, выглядел монументально. Казалось, что это литой пластик. А на деле выяснилось, что он очень тонкий, формовочный, руками гнется на раз. И я потом много где слышал и читал, что людей это расстроило. К вопросу о том, что лучше предупреждать игроков, что они в итоге получат. Но качество дракона все искупает.
Еще сразу вспоминается шикарный титан по первому "Тайтанфолу". Он был просто огромный. И это тот случай, когда и сделано качественно, и ценник для такой здоровой фигуры был не заоблачный. Да - в целом дорого, но за те же деньги часто предлагают коллекционки намного более низкого качества.
Отдельно хочется вспомнить коллекционки по Guild Wars 2 и по Dragons Prophet. Там вроде бы просто фигурки, но детализация космическая. Возможно, я их вспомнил потому, что они стоят у нас в офисе, но объективно - мало по каким играм делают настолько проработанные статуэтки. Они еще и очень тяжелые.
Плюс вспоминается шикарнейшая коллекционка по Uncharted 2. Тираж у нее был всего 200 экземпляров. Купить ее вообще было нельзя, ее раздавали игрокам бета-теста, плюс там еще целый ряд условий надо было выполнить. Но суть в том, что была и обычная коллекционка, с сундуком. И многие думают, что раздавали как раз ее. И не понимают, почему на аукоционах эту эксклюзивную коллекционку продают по 8-10 тысяч долларов. А там на самом деле огромный фолиант, росписи разработчиков и ритуальный кинжал - пхурба.
Теперь по поводу коллекционок за бешенные деньги. Одну из самых дорогих коллекционок забацали к выходу Dying Light ребята из Techland. Казалось бы - не самая большая студия, зато умеют мыслить нестандартно и креативно. С другой стороны - они как раз планировали немного заработать на своей идее. Ценник был зашкаливающий - 250 тысяч фунтов стерлингов. - это триста с хвостиком тысяч долларов.
В набор входила поездка в Польшу и, соответственно, встреча с разработчиками. Большая упаковка подгузников для взрослых - потому что Dying Light и, вроде бы, должно быть страшно. Четыре стилбука с игрой, на каждом из которых расписались разработчики. При покупке до выхода игры разрабы обещали добавить в игру монстра с вашим лицом (отсканировать его должны были как раз во время поездки в офис). Еще была фигурка монстра в человеческий рост.
Еще в наборе шло сразу две пары игровых рейзеровских наушников. Плюс - уроки паркура, опять же, понятно почему. И еще - специально построенное убежище против зомби. Вокруг этого последнего пункта было много споров. Кто-то думал, что это просто модель, кто-то говорил, что разработчики специально купили участок земли и убежище идет вместе с ним.
На самом деле - правда примерно по середине. Убежище вполне себе настоящее. Правда оно деревянное - просто стилизовано под бункер. И его должны были привезти и собрать на месте, указанном покупателем - при условии, что это не противоречит закону. И только в том случае, если покупатель проживает на территории Евросоюза. А должны были, а не собрали, - потому что покупателя на коллекционку так и не нашлось.
Но 250 тысяч фунтов за коллекционку - не предел. Самое дорогое и бессмысленное коллекционное издание - это, конечно, набор по Saints Row IV. Прайс заоблачный - миллион долларов! И поначалу кажется, что оно вроде бы должно стоить своих денег. Потому что туда входит космический полет от компании Virgin. Абонемент, если можно так сказать, на проведение одной пластической операции в престижной клинике. Оплаченный на две недели номер в Jefferson Hotel в Вашингтоне, и столько же дней в одном из крутых отелей Дубаи. Полноразмерная реплика одного из игровых стволов. Услуги профессионального шопера. И еще Lamborghini Gallardo с Тайотой "Приус". Т.е. целых два настоящих автомобиля! И всякие еще мелочи там до кучи насыпали.
Когда видишь это список разом, кажется, что все это должно стоить ну минимум миллион. Т.е. купив можно еще и навариться. Но на самом деле - нет.
Потому что полет в космос стоит 250 тысяч. Пластическая операция того уровня, который предлагали разработчики, меньше 10 тысяч. Все отели, вместе взятые, вместе с трансферами - менее 30 000. Ламборджини "Галлардо" - 250 000. В общем - если все сложить, получается примерно между 600 и 700 тысячами долларов. А из суперэсклюзива там только коллекционная коробка с игрой.
Собственно, это и было главной претензией игроков. То, что неслабо так накрутили сверху, а по факту - насобирали всяких штук, которые можно и просто так заказать или купить. И не придумали ничего оригинального. Не факт, конечно, что кто-нибудь раскошелился бы на миллион, если бы предложение было более оригинальным. Но по крайней мере - было хотя бы понятно, что необычного ты получишь.
Видимо, разработчики боялись изначально, что никто не купит… и если бы они сделали какую-то мегаэсклюзивную вещь, то она так и осталась бы пылиться на складе. А так все элементы набора можно не заказывать заранее, а оплатить все в последний момент, когда кто-то из игроков раскошелится. Но никто миллион разрабам так и не занес.
Тема коллекционок совершенно безграничная. Так что воспринимайте это видео - как повод пообсуждать интересные коллекционные в комментариях. Пишите о самых дурацких, кривых, классных, бестолковых и просто заповнившихся вам коллекционках.
Данный материал представляет собой расшифровку игросториз Алексея Макаренкова. Полное видео можно посмотреть тут: