Найти тему

Как не потерять голову, бросив карьеру ради мечты

Оглавление

За последнее время отношение к предпринимательству в России изменилось к лучшему. Многие воспринимают открытие своего бизнеса как возможность реализовать свои амбиции, не работать «на дядю» и как относительно простой способ стать богатым и успешным. О том, как научиться смотреть на свое детище и его финансовые перспективы трезво, рассказывает операционный директор Московской школы управления СКОЛКОВО Александр Ким.

Александр Ким
Александр Ким

Через бизнес-школу СКОЛКОВО проходит много тех, кто хочет резко поменять свою жизнь, уйти из корпоративной карьеры в предпринимательство. Далеко не у всех получается добиться выдающихся результатов и заработать миллионы – и если не действовать мудро, можно остаться без бизнеса и влезть в долги. Поэтому уже пора писать методичку для тех, кто хочет написать заявление на увольнение: что ждет вас дальше и как подготовить сценарий «что делать, если не получится».

О чем договариваться на берегу

Начнем с того, что источники инвестиций в ваш бизнес должны быть легальными и институциональными, чтобы можно было договориться с кредиторами, если что-то пойдет не так.

Если вы делаете проект в партнерстве и какими бы хорошими ни были ваши отношения, сядьте за стол и пропишите сценарий расставания: кто сколько кому должен, как вы будете решать неприятные ситуации, кого вы привлечете для независимой оценки, какой механизм ликвидации бизнеса вы пропишете. Если у вас хороший партнер, эта бумага вам не понадобится и не испортит отношения, если же возникнет сложная ситуация – наша практика говорит, что подобные соглашения не раз спасали от судебных издержек и сломанных отношений.

Или можно начать как bootstrapper, то есть финансирование создания и развития бизнес-проекта исключительно за свои собственные средства, с одной стороны ограниченность ресурсов, а с другой стороны нет рисков внешних кредиторов.

Станьте самым консервативным финансовым директором

Главный принцип при открытии собственного бизнеса – это максимально консервативное планирование. Работая в корпорации, мы часто излишне оптимистично оцениваем потенциальные доходы, потому что внутри любой большой структуры существует конкуренция за инвестиции и зачастую приходится добиваться, чтобы деньги дали именно твоему проекту. Такой подход опасен в предпринимательстве: всегда исходите из сценария, что заработаете меньше ожидаемого. Сделайте стресс анализ – уменьшите доходы на 30 - 50% и посмотрите, какой финансовый результат вы получите, выживет ваш бизнес или нет.

Следующее – обозначьте свой финансовый потолок. Все, кто делал ремонт, знают – итоговая сумма всегда будет выше примерно в 1,5 раза, а работы продлятся дольше по времени. А это всего лишь ремонт, где количество операций и сложность меньше, чем в бизнесе. Если вы запланировали на реализацию проекта 2 млн руб., то они могут легко превратиться в 3 и даже 5 млн. рублей. Есть примеры, когда стартапы запускались на собственные деньги и средства инвесторов, но оказалось, что, запустив этот проект, ребята не предусмотрели, что пройдет значительно больше времени до первых продаж, и теперь они находятся в сложной ситуации, с серьезными долгами и без стабильного денежного потока, хотя все начиналось очень оптимистично.

Расставьте контрольные точки

Например, мы готовы потратить 1 млн руб. на стартап. Поставьте основные вехи вашего бизнеса по времени, по результатам и инвестициям. И в каждой контрольной точке принимайте оперативные решения идти дальше по первоначальному плану, изменить план, поставив новые задачи, цели и определив новые пути достижения, или сказать себе СТОП. Если вы изменяете план, то не забывайте задать себе два важных вопроса: сколько еще денег нужно для того, чтобы новый план дал эффект: 10 тыс. руб. или еще 1 млн руб., и есть ли эти финансовые ресурсы у вас. Часто создателям продукта, предпринимателям мешает эмоциональная привязанность к своему детищу, она же заставляет вкладывать все больше средств тогда, когда уже пора остановиться.

В такие моменты привлекают внешних людей – менторов, экспертов, консультантов, которые могут «незамыленным» профессиональным взглядом оценить проект, помочь в планировании сценариев и разработке плана, как выбраться из непростой ситуации. Они могут подсказать, стоит ли продолжать ваш проект или пора обновить резюме для корпорации.

Есть легенда, что известный исследователь и путешественник Николай Пржевальский зарабатывал на свою первую экспедицию тем, что играл в карты. У него было правило, он имел с собой только 500 руб., и если он выигрывал 1000 руб., то он уходил, не рискуя поднимать ставку, и если проигрывал свои 500 руб., то уходил тоже и никогда не отыгрывался. У каждого предпринимателя должна быть такая контрольная точка – свои 500 рублей проигрыша.

Найдите пессимиста на аутсорсе

Зачастую предприниматели существуют в следующей логике: позитивно оцениваем шансы на успех, говорим себе и инвесторам «давайте еще чуть-чуть потерпим, сделаем это, вот то, и все заработает». Действительно бывают кейсы, когда это работает, и на них строятся мотивационные ролики, материалы и книги. Но правильнее будет исходить из разработки сценариев.

Первый сценарий – если все получится, то сделаем одно, второй сценарий – если не получится, сделаем другое. Мы живем в VUCA (акроним английских слов volatility (нестабильность), uncertainty (неопределенность), complexity (сложность) и ambiguity (неоднозначность)) мире и для успеха нужно быть адаптивным, и в том числе иметь сценарии для разных ситуаций. Тут важны умение абстрагироваться от своего проекта, рефлексия и объективная оценка внешних людей.

Для негативного сценария у вас должна быть exit strategy, т.е. порядок действий по выходу из бизнеса, который может включать в себя варианты, начиная от продажи всего или частей бизнеса и отдельных активов и до плановой ликвидация компании, распродажи имущества и расчетов с кредиторами.

Что делать, если все же не получилось

Допустим, у вас все же «не взлетел» бизнес, вы приняли это мучительное решение, но что делать с долгами – которых может скопиться на несколько миллионов?

Учитывая, что мы говорим про начинающих предпринимателей, большая часть кредитов оформляется либо на них лично, либо есть личное поручительство.

Первое, что надо сделать – это структурировать долги: возместить самые дорогие кредиты, сделать их более длинными и психологически принять неизбежность ситуации – это как ипотека, только, увы, без квартиры.

Чтобы жить и развиваться, необходимо осознать, что ты не убегаешь от кредиторов, а со всеми пытаешься договориться. Допустим, можно найти работу на 150 тыс. руб., и отдавать каждый месяц по 70 тыс. руб. в счет задолженности, в итоге отдать получится за пять-десять лет, но это лучше, чем куда-то всю жизнь бежать. При этом даже этот не совсем удачный опыт запуска собственного бизнеса, как и репутация человека, который платит по счетам, будут работать на вас, в том числе если вы решите делать новый собственный проект.

Но если долги переросли все разумные пределы, то всегда есть инструмент – личное банкротство – он накладывает на вас определенные ограничения (невозможность 3-летний период участвовать в управлении юридическими лицами, получать кредиты без указания на факт банкротства и пр.), но при этом это способ списать долги и попытаться начать все заново.

Георгий Гинс писал: «Оптимизм предпринимателя - это движущая сила хозяйственной предприимчивости, расчетливость - это сила самосохранения его». Ваш негативный опыт стоит очень дорого, поэтому не позволяйте никому оценивать вас по вашим ошибкам и лишать вас оптимизма.