Как маленький театр на окраине из студии в несколько человек вырос до профессионального театра?
Продюсер в театре — одна из главных фигур. От предприимчивости этого человека зависит успех будущей постановки. Он делает ставку на материал, ведёт переговоры с автором, приглашает режиссёра, формирует команду, наконец, отвечает за финансовый результат. В советском театре экономический результат не имел большого значения, не было и такой должности, впрочем, нет её и сейчас. И сегодня опыт продюсерства театральной постановки — «сын ошибок трудных»: результат невозможно предугадать.
Александр Кобец в своём театре «На окраине» — един в четырёх лицах, но главная его роль сегодня — продвижение коллектива в самом широком смысле слова. Каково это — двигать театр из маленького городка?
В 1995 году Кобец Александр Петрович создал драматический коллектив и назвал его «Театральная мастерская КАПа» (Кобец Александра Петровича). Основной задачей коллектива было освоение актёрского мастерства, а уже затем, на основе первых навыков, — создание и показ спектаклей.
Репертуарная политика коллектива формировалась на русской классической драматургии. Первый спектакль назывался «Милые бранятся – только тешатся…» по пьесам А. Чехова «Медведь», «Предложение». Коллектив принимает участие в различных всероссийских и областных фестивалях любительских театров и неизменно попадает в число победителей.
В 1997 году коллективу было присвоено звание «Народный», театр меняет своё название. На афише он значится как «Театр-студия «КАиК» (Кобец Александр и Команда). В репертуаре появляются такие имена, как: А. Пушкин, Ф. Достоевский, В. Шукшин, М. Зощенко.
В 1999 году театр получил заброшенное здание сельского клуба на окраине города Карасука. Всей командой взялись за его восстановление, постепенно превращая здание в театр. Горожане в шутку называли коллектив строительно-художественной бригадой. Театр успешно совмещал строительные работы с созданием новых проектов.
В 2000 году Александр Петрович Кобец по авторской программе создал при театре класс драматического актёра Детской школы искусств. Учебная программа включала освоение таких предметов, как: актёрское мастерство, сценическая речь, сценическое движение, историю русского драматического театра. Параллельно Александр Петрович вёл проект «Театральные уроки» — в общеобразовательных школах города и Карасукского района проводил беседы о театральном искусстве с показом эпизодов из своих моноспектаклей. Благодаря этому проекту формировалась постоянная аудитория театра, школы и детские сады начали организовывать походы на спектакли. Коллектив театра стал выезжать на гастроли в соседние районы Новосибирской области: Баганский, Купинский, Чистоозерный, Здвинский. Выезжали работать и в Алтайский край — Бурлинский район, города Славгород и Рубцовск.
Миссионерская деятельность театра была оценена: Совет депутатов города Карасука принимает решение зарегистрировать муниципальный профессиональный театр. Так в 2005 году на театральной карте Новосибирской области появился ещё один профессиональный театр — Городской драматический театр «На окраине». Основой труппы и художественно-творческого состава театра стали ученики Александра Петровича Кобеца, которые получили высшее профессиональное образование в Алтайской академии культуры и искусств.
В 2017 году театр «На окраине» стал участником федерального проекта партии «Единая Россия» «Театры малых городов». Благодаря этому проекту за 2017-2018 годы театр смог полностью обновить техническое оборудование и расширить свой репертуар.
Театр большое внимание уделяет благотворительной деятельности. Ежегодно организует показы спектаклей для детей-инвалидов, взрослых-инвалидов, многодетных семей, ветеранов войны и труда. Традицией стала акция «Подарок выпускнику», когда выпускники общеобразовательных школ накануне выпускных вечеров съезжаются посмотреть спектакль театра. Более половины репертуара ориентировано на детей и юношество.
В конце 2018 года распоряжением губернатора Новосибирской области А. А. Травникова театр получил статус государственного и снова сменил своё название. Теперь это «Молодёжный драматический театр «На окраине» под руководством Александра Кобец».
О том, как живёт театр в новых условиях, в каких федеральных проектах участвует, где гатролирует, а также на какие средства приобретает пьесы, Александр Петрович Кобец подробно рассказывает в нашем лонгриде.