Скидки, распродажи, акции, бонусные карты, накопительные карты, кэшбеки. Все это создано для того, чтобы вы экономили. Или нет? Почему экономисты в голос говорят, что подобные вещи, наоборот, заставляют людей тратить больше, порой, даже, залазить в кредитные деньги. При этом их логика будет достаточно прямолинейной: “я экономлю”, хотя по факту тратят намного больше, чем обычно.
Любые распродажи призваны заставлять людей покупать больше, чем обычно. Если вы купите одну сумку в этом магазине по той цене, что была, а придете черзе неделю и эта сумка будет в два раза дешевле, вы ее купите, но еще пару сумок и туфли, и платье вон то. Везде же скидка 50%. Вы даже не планировали покупать все это, но халява вскружила голову. И вместо 12 000 рублей на прошлой недели за сумку, вы потратили 36000, при этом не было прямо необходимости покупать все это, просто скидки так действуют. Кажется, что выгодно и экономишь.
Или уловка в магазинах “купите три пачки помидор-черри и каждая будет не по 80 р, а по 60!”. Экономия на лицо, скажете вы. 60 рублей целых за три пачки можно сохранить Только потратите вы 180 рублей, а не 80. И продукт скоропортящийся, только, если не весь день эти черри придется есть. Для какого-то торжества или праздника - акция хорошая. Для обычного домашнего хозяйства. Потеря денег, а не экономия. А для магазина увеличение продаж при небольшой скидке.
Не забывайте про уловки разного рода магазинов. Все эти скидочные карты, по сути дела мелочь. Вам идет кэшбек 1% от покупки. Вы все копите и копите эти баллы, а по итогу потратите в одной сети супермаркетов 100 000 рублей, получив скидку в 1000. Хотя могли бы ездить в разные супермаркеты и покупать там, где дешевле те или иные товары, но Вас подсаживают на определенную сеть не просто так. Одни товары дешевле будут, другие дороже. Но тем, кто “копит” баллы, уже все-равно. Они видят лишь дешевые и выгодные товары, думая, что все такие. Экономия превращается в переизбыточную растрату.