Искусство театра начинает свое формирование задолго до Рождества Христова, однако мнимая цель любой постановки восходит к одному примитивному действу — донесения смысла до зрителя. Термин «театр» сам по себе настолько велик, что современное количество гендеров вряд ли приближается к отметке его основных значений. Вы можете использовать «театр» при обозначении здания для культурно-развлекательных программ, вы можете использовать «театр» при обозначении сферы театрального искусства той или иной географической направленности в тот или иной момент времени, однако в 21 веке термин «Театр» используется как сложный гибрид всех смыслов этого слова.
Откуда же возник театр Дель Арте и почему его значение столь важно для искусства (не только искусства, но и современной культуры в целом, включая массовую и элитарную)? Дель Арте — всего лишь вид итальянского театрального искусства начала 16 века. В общем-то, когда Ренессанс уже отступает от своего относительного примитивного идеализма, уступая место более сложному барокко. Дель Арте — уличный театр. Данному виду театра, как и многим другим, свойственны отдельные черты — основа импровизации при наличии скудного, кратко описанного сюжетного повествования, маски и герои. Исторически сложилось, что сюжеты варьировались от откровенно бредовых до вполне себе неплохих, но персонажи оставались теми же. По сути мы имеем конструктор LEGO эпохи Ренессанса — у нас есть одинаковые детали, но при этом выстроить из них мы можем что угодно.
Театр Дель Арте, как и многие итальянские школы эпохи Ренессанса, отличался лишь деталями от своих собратьев в других регионах. Однако именно у итальянского театра появилась такая черта как ярко выраженные характеры и образы персонажей. Сатирические образы всех так скажем «школ» Дель Арте стали настолько запоминающимися публике, что нередко входили в основу персонажей и образов авторских книг, пьес, музыкальных баллад. Конечно, данное утверждение довольно спорно. Мы не можем утверждать, что образы французского или японского театров были менее значимыми, но итальянцы, будем честны, имели более цепкий склад ума. Легче переписать книгу и читать ее детям, нежели придумывать историю самому. Более того, в 16 веке именно Итальянская школа считалась апогеем мира искусства. Если сложить все факторы, не сложно догадаться о причине популярности Дель Арте после его непосредственной смерти как театра «для плебеев».
Персонажи Дель Арте оказались хорошим прототипом не только для героев творений своих современников, но также стали идеальной основой для образов более близких к нам артистов.
«Капитан» являлся единственной фигурой Дель Арте без маски. Он представлял собой сатирического персонажа, обладающего следующими чертами: холодная высокомерность, чопорность и бахвальство. Трус, вечно возносящий свою храбрость. Человек, говорящий пышные речи, но не исполняющий их.
«Капитан» представлял собой сатиру на Испанскую армию, ибо в те времена Италия страдала от испанской оккупации. Однако образ Капитана настолько неплохо въелся в уличные пьесы, что даже после его официального удаления театральное искусство не забыло данный тип персонажа. У Капитана была очень интересная особенность — всегда громкие и интересные имена. Матоморос (Убийца Мавров), Фрикассо (Грохот). И как же, вы спросите, связан этот образ с современной культурой?
Дело в том, что романтизация любого характера приносит невероятные плоды. Если убрать все отрицательные черты персонажа, которые даже в романтизированном смысле можно расценить как отрицательные, мы получим образ типичного Казановы Шоу-Бизнеса. Холодная высокомерность, некая таинственность в личной жизни, пламенные и пышные речи, громкое имя и вылизанный до нитки имидж. Данный тип образа можно ассоциировать с такими словами как «торжественность», «неожиданность», «праздность». Благодаря романтизации отрицательных черт, мы получаем все самое лучшее от сцены — противоречивые герои, на которых интересно смотреть.
Образ типичного капитана мы можем видеть в комедии Грибоедова "Горе от Ума». Образ Молчалина идеально подходит под описание Капитана. Человек с громкими речами и отсутствием целей, человек глубоко харизматичный и высокомерный. Позднее, у Пушкина в «Капитанской Дочке» мы также можем наблюдать привычного нам «Капитана». Соперник Гринева, Швабрин, человек двуличный и в какой-то степени туповатый. Образ Капитана время от времени проскальзывает в любом произведении (особенно кино). Персонаж явно отрицательный, любящий покрасоваться и выставить себя во всей красе.
Более того, Капитан — тип образа любого злодея мультфильмов Disney.
Джафар — типичный представитель типа «Капитан». Высокомерный, холодный, при этом любит выставить напоказ собственные умения и планы, не имея ничего за спиной. Злодея Диснея прекрасны, если напрямую связывать их с образом этого персонажа Дель Арте. Их черты не романтизированы, а, напротив, преподнесены в том же сатирическом ключе. Они не выглядят угрожающе, скорее, смешат зрителя. Тем самым вобрав в себя образ Капитана 16 века полностью.
Образ Арлекина, пожалуй, является самым популярным образом, дошедшим до нас в его первоначальном виде и с его первоначальным именем.
По изначальному сюжету Арлекин приезжает в Венецию из маленького городка Бергамо в поисках лучшей жизни. Он невероятно наивен, весел, совершенно не изворотлив и не умен. Он невероятный любитель женщин и любовник, но при этом скромен и учтив.
По изначальной задумке Арлекин вызывает впечатление инфантильного мальчика, которого становится жалко, но при этом все его «грехи» выходят напоказ. Арлекин хорош собой, душа компании. Он совершенно неизворотлив. Тип «Арлекин» мы можем наблюдать в эстраде любой страны. Продюсерские проекты, нередко направленные исключительно на денежную выгоду, выбирают для образа своего «будущего кумира мужского пола» либо активную, либо пассивную модель поведения. Активная модель поведения, то есть Арлекин, представляет из себя романтизированного болвана-любовника. Улыбчивый и уверенный, он без проблем взаимодействует с персонажами, получает то, что ему интересно. К таким персонажам мы можем отнести Федора Долохова из романа «Война и Мир».
Если брать в расчет более современные произведения, можно вспомнить персонажа Блейна Андерсона из сериала Glee. Важно понимать, что образ Арлекина ни в коем случае не должен взаимодействовать со словом «отрицательный». Вся прелесть этого типа состоит в том, что он является положительным, несмотря на все негативные поступки и черты характера.
Если возвращаться к современным продюсерским проектам, то мы также сможем увидеть пассивную модель поведения. Педролино послужил основой для более известного своего прототипа французских ярмарок — Пьеро. В польском языке даже возможно найти очень интересный разговорный диалектизм в речи историков-искусствоведов. Пьероризированный — обладающий чертами, присущими персонажу Пьеро. Педролино, в отличии от своих коллег из раздела дзанни, не носит маску. Его лицо покрывается мукой и краской. Отдельной уникальной чертой являются спущенные рукава.
Нередко возможно встретить такое название как Паляццьо, что, в принципе, тоже является тем же самым Педролино. Прозвище Паляццьо к этому персонажу привязалось много позже рассвета театра Дель Арте. Персонаж постоянно спал на соломе, отчего все остальные называли его Паяц (с ит. pagliaio — груда соломы). Педролино — угрюмый клоун. Он нелюдимый, глуповатый, с вечно опущенными глазами. Редко контактирует с другими людьми и является некой грушей для битья во многих случаях взаимодействия с другими персонажами. Его легко ранить, легко побить, легко обозвать идиотом. Популярность на данный тип началась с 20-м веком, когда началась популяризация романтичного образа «рыцаря на коне». Мужчина более не воспринимался как «источник грубой силы», из-за чего внимание переходило не столько на внутреннюю силу, сколько на ее отсутствие. Людям нравились персонажи с «обратной харизмой» — персонажи угрюмые, не любящие шум. Их хотелось разбирать и изучать получше.
Пожалуй, самым выдающимся и ярким «Пьеро» стал Александр Вертинский в середине 20-го века. Изначально он задумывал этот образ просто как личину для нескольких выступлений, но в последствии тот въелся настолько глубоко, что избавиться от него оказалось не просто. Да и не за чем.
Данный макет персонажа оказался настолько хорош и приятен публике, что до сих пор пользуется спросом у массового зрителя. Многие продюсерские проекты превратили собственные кадры в Пьеро и Арлекино, немного урезав противоречивость образов персонажей. Арлекино — уверенный в себе герой-любовник, Педролино — его абсолютная противоположность, его тень, но при этом не менее харизматичный и популярный персонаж.
Так, на современной украинской сцене мы сможем видеть образы Макса Барских и Никиты Алексеева.
Время проходит, а популярные и проверенные временем образы все еще живут в любом творении человека. История циклична, насколько бы двояко это ни звучало.