Найти тему
История разведки

Тайны Великой войны. Секретные базы немецких подводных лодок в Советском Заполярье

Немецкая лодка в подводном плавании
Немецкая лодка в подводном плавании

Не так давно в прессе сообщили, что острове Котельном экологическая экспедиция обнаружила бочку с фашистской маркировкой времен второй мировой войны. Этот остров расположен в Море Лаптевых за несколько тысяч километров от Мурманска. Неужели подводные лодки Кригсмарине совершали рейды по нашим арктическим морям до дельты реки Лены? Зачем им это было надо?

Многочисленные факты свидетельствуют, что у немцев в Советском Заполярье были секретные военно-морские базы. В частности, на одном из островов архипелага Земли Франца-Иосифа находился пункт базирования подводных лодок, метеорологическая станция и аэродром.

Затерянный остров
Затерянный остров

Однако до дельты реки Лены все равно было значительно дальше. Там в 70-е годы на одном из островов была найдена секретная база, построенная для базирования подводных лодок Кригсмарине. Давайте рассмотрим вначале, была ли у них возможность заплывать так далеко.

Передвижение лодки на дизелях
Передвижение лодки на дизелях

Подводные лодки тех времен передвигались преимущественно в надводном положении. Винты при этом вращались за счет дизельных двигателей. Если была необходимость погрузиться, то в работу вступали электродвигатели. Их требовалось периодически подзаряжать, поднимаясь в надводное положение. В 1943 году на некоторые немецкие лодки установили трубы для забора воздуха (шноркели). Они позволяли на дизелях двигаться на перископной глубине.

Лодка IX класса
Лодка IX класса

Основной силой подводного флота у немцев была лодка VII класса. Запасов топлива, пресной воды и провианта у неё хватало на 15 тыс. км надводного плавания. Для дальних походов служили лодки IX и X классов с дальностью в 18 тыс. км. В рейд моряки-подводники Кринсмарине уходили обычно не более чем на 40 суток.

Как видим, немцы вполне могли, обогнув полуостров Таймыр, через Карское море попасть в Море Лаптевых и приплыть к дельте реки Лена. Путь в одну сторону от их основных баз в Финляндии и Норвегии составит при этом примерно 6,5 тыс. км.

Вернемся к пункту базирования немецких подводных лодок, построенном на острове в дельте реки Лены. Там для них был оборудован удобный бетонный причал длиной 200 метров и большой склад для топлива. Он соединялся с причалом узкоколейкой. Возникает вопрос, как в столь отдаленное и глухое место были доставлены строительные материалы и рабочая сила.

"Дойная корова"
"Дойная корова"

В немецком военном флоте существовал особый тип подводных лодок, которые назывались «дойными коровами». Они имели минимум вооружения, зато брали на борт большие запасы вооружения, топлива и продовольствия. Все это предназначалось для боевых подлодок. Вот «дойные коровы» и могли доставить все необходимое для строительства.

Немецкая лодка в водах Арктики
Немецкая лодка в водах Арктики

С радиусом действия немецких подводных лодок и доставкой стройматериалов разобрались. Теперь возникает главный вопрос, для чего Гитлеру понадобилась строить базу в столь отдаленном месте? Ведь он не планировал каких-либо боевых действий ни в советской Арктике, ни в Восточной Сибири.

Осмелюсь предположить, что делалось это для будущих поколений немецкой нации. Эти края богаты природными ископаемыми. Спустившись по реке Лена можно быстро достичь городов Якутск, Красноярск и Новосибирск с их людскими ресурсами.

Без комментариев
Без комментариев

В канун Второй мировой войны и в первые её годы в Германии стремительно развивалась наука и техника. Даже сейчас, по прошествии многих лет, поражают достижения немецких конструкторов и инженеров в области авиационной, морской и ракетной техники. Трудно представить, какие научно-технические вершины были бы достигнуты Германией, к концу 50-х годов. Если бы не помешало трагическое решение Гитлера начать войну с Советским Союзом. Наверняка, немцы к тому времени уже осваивали бы Луну.