Советская диверсионно-разведывательная группа «Джек», действовавшая во время Великой Отечественной войны на территории Восточной Пруссии, согласно британской энциклопедии разведок мира, считается самым эффективным из подобных подразделений. Хотя с самого начала эту ДРГ преследовали досадные неудачи.
В ночь с 26 на 27 июля 1944 года 10 опытных разведчиков сбросили с парашютами в 26 километрах юго-западнее Тильзита (нынешнего Советска). Командир - капитан Павел Крылатых («Джек»), его заместители – лейтенант Николай Шпаков («Ёж») и Иван Мельников («Крот»), воинское звание которого не известно. В составе группы были также старший радист - старшина Зинаида Бардышева («Сойка») и радист - сержант Анна Морозова («Лебедь»), переводчик Наполеон Ридевский (воинское звание и оперативный псевдоним неизвестны), разведчики Иосиф Зварика («Морж»), воинское звание неизвестно), Иван Овчаров («Сокол»), Иван Целиков (воинское звание и оперативный псевдоним неизвестны) и красноармеец Геннадий Юшкевич («Трус» - по-белорусски это означает «Кролик»). Боевой задачей ДРГ было установление наблюдения за коммуникациями в тылу Восточно-Прусской группировки войск противника с целью определить состояние и пропускную способность железнодорожного транспорта и линий связи. Кроме того, предполагалось вести разведку оборонительных рубежей, выявлять сосредоточение войск, техники, вооружения, боеприпасов, горючего, продовольствия и других видов снабжения. Отдельное задание - своевременно вскрывать мероприятия немцев по подготовке к химической войне (советское командование в то время очень опасалось такого развития событий) и по дальнейшему ведению операций.
Десантирование на лес вообще относится к числу самых опасных операций, а в данном случае, к тому же, из 10 повисших на деревьях парашютов 6 так и не удалось снять. Поэтому точное место высадки довольно скоро стало известно немцам. Причем не только нацистам, но и двум местным антифашистам. Один из них отправился на велосипеде в лес и попытался отыскать советских парашютистов, чтобы помочь. Разведчики слышали, как немец тихонько окликал «товарищей», но сочли это провокацией и затаились.
Кроме того, при приземлении сильно подвернул ногу Иосиф Зварика. В довершение всего куда-то пропал сброшенный следом за группой контейнер с боеприпасами, запасными батареями к рациям и продуктами, и разыскивать его было уже некогда, поскольку требовалось как можно быстрее уходить – надвигалась облава.
Всего через два дня, в ночь с 29 на 30 июля, пытаясь оторваться от преследования, группа решила перейти на правый берег реки Парве (теперь она называется Луговая) по мосту неподалеку от деревни Вильгельмхайде. Шедший первым капитан Крылатых попал под огонь из засады. Потом выяснилось что неподалеку располагался концлагерь «Хохенбрух», не значившийся на советских картах, и его охранники приняли участие в облаве. Получив пулю в сердце, «Джек» погиб на месте. Командира разведчики унесли с собой но похоронить не успели, оставив в лесу и замаскировав сверху ветками. (Тело отыскали преследователи, которые доставили его в морг Тильзита.) Руководство группой принял «Ёж».
Обосновавшись, наконец, в заданном районе, ДРГ принялась наблюдать за движением по железной дороге «Кёнигсберг – Тильзит» и проходившей рядом автомагистралью. Немцы активно использовали передвижные радиопеленгаторы. Чтобы выйти в эфир с донесениями, приходилось преодолевать десятки километров в день, уходя как можно дальше от места наблюдения, а затем возвращаясь обратно. В начале августа группа достигла значительного успеха, захватив ценного «языка», который много интересного рассказал об укрепрайоне «Ильменхорст» под Инстербургом (теперь Черняховск). В первой половине месяца разведчики совершили полуторанедельный рейд на Гольдап (сегодня – польский Голдап).
Нужно заметить, что все это время «джековцы» жестоко голодали, поэтому им периодически приходилось отправляться на т. н. «хозяйственные операции», в поисках продуктов. Налеты на фольварки и отдельные дома в прусских поселках были делом чрезвычайно рискованным. В ночь с 29 на 30 августа разведгруппа, наконец, получила ценный груз с воздуха – продукты, боеприпасы, теплую одежду (которой, кстати, на всех не хватило).Во второй такое посылке, помимо прочего, оказалась винтовка для бесшумной стрельбы, которая была очень нужна для тайной охоты на дичь.
А потом группу выследил немецкий егерь, который очищал лесную тропу от опавших листьев. Это нужно для того, чтобы идущие на водопой звери не пугались шороха. Сметая листву, пруссак обнаружил под ней следы чужой обуви. Сам лесник едва не попался, когда кружил вокруг лагеря разведчиков и нечаянно наступил на сухую ветку. Она громко треснула, но джековцы не придали этому особого значения и не ушли с облюбованного места. А егерь поспешил в расквартированную в ближайшей деревне воинскую часть.
В ночь с 10 на 11 сентября разведчики оказались зажаты в лесу между поселками Аугстагиррен (современная Сосновка) – Лебенфельде (Залесье) – Шиллгаллен (ныне не существует). Командир приказал рассеяться, назначив последующее место сбора. Восемь «джековцев» удачно замаскировались и не были обнаружены. Девятому – Иосифу Зварике не повезло, возможно, подвела травмированная нога. Его товарищи слышали перестрелку, продолжавшуюся около часа. Собравшись в условленной точке и так и не дождавшись «Моржа» поняли, что он погиб. Это подтвердилось, когда двое бойцов отправились на рекогносцировку.
«Луна осветила придорожный столб, и мы заметили возле него что-то светлое на фоне темного леса, - пишет Наполеон Ридевский в своей книге «Парашюты на деревьях».
— Что бы это такое могло быть? — прошептал Николай. — Давай посмотрим.
Мы подползли и увидели в одном нижнем белье человека. Он висел головой вниз весь окровавленный. На шее у мертвого осталась обрезанная петля из толстой веревки. Мы попятились назад - могла быть засада.
— Зварика?! — произнес Шпаков, когда мы отошли.
— Он, — подтвердил я».
Как позже узнали разведчики, Зварику немцы схватили тяжело раненым, и он практически тут же умер. По другой версии, озлобленные враги добили разведчика ударом приклада в основание черепа, сломав позвоночник. И повесили сначала за шею, а когда увидели, что голова вот-вот оторвется, - за ноги.
Могила Иосифа Зварики находится в лесу неподалеку от современного поселка Сосновка Полесского района. Однако она пуста. Не так давно группа энтузиастов решила попробовать отыскать настоящее место захоронения «Моржа».
- Он лежит где-то поблизости от обустроенного еще в 1970-х годах обелиска, - уверен калининградский журналист Александр Христофоров. – Ведь через пару дней, скорее всего, тому же егерю (который потом хвастался перед всеми наградой за помощь в поимке диверсанта) поручили похоронить убитого. Вряд ли лесник стал бы везти тело куда-то далеко. Когда приезжал «джековец» Геннадий Юшкевич, он показал место, где стоял тот столб. Мы взяли металлоискатель и принялись обследовать окрестности. Под слоем дерна обнаружили много гильз от советского ППШ и немецкой винтовки «Маузер».
Увы, поиски, к которым привлекали даже экстрасенса, успехом пока не увенчались.