Играет ли для вас роль повествование от первого (я пришел) или третьего лица (он сказал) в книге? Чувствуете ли вы существенную разницу, рассказывает ли вам историю всевидящий автор или главный герой?
А может быть, вам нравится, когда вы становитесь персонажем книги, которую читаете?
В литературе крайне редко встречается повествование от второго лица. Оно сложно для восприятия. Обращаясь к читателю на "ты" или "вы", автор буквально делает вас своим героем. И, тем не менее, оно существует в литературе.
В своей читательской жизни я встречала такое только однажды (не берем в расчет стихи, только проза). Это был "Ночной цирк" Эрин Моргенштерн. Конечно, такая манера повествования была не во всем романе, а только в маленьких вставках для создания атмосферы погружения в историю:
Конечно, ты тоже здесь. Любопытство, как ему и положено, одержало над тобой верх. В сгущающихся сумерках ты прячешь подбородок в шарф, надеясь укрыться от прохладного ночного ветерка. Тебе хочется собственными глазами увидеть, что же такое этот цирк, открывающийся только после захода солнца.
Кстати, в этой же книге есть другая любопытная особенность. Повествование в настоящем времени (не "он сказал", а "он говорит"). Кого-то такая манера раздражает, но мне жутко понравилось: она создает ощущения присутствия. Действия разворачиваются прямо сейчас, на твоих глазах.
Пока не представляю, как вся книга может быть написана в такой форме. Хотя такие эксперименты с литературой люблю. Приметила несколько известных произведений, где есть элементы повествования от 2-го лица:
- "Стань стальной крысой!" Гарри Гаррисон (книга-игра; последняя из его фэнтези-цикла).
- "Севастополь в декабре месяце", Л.Н. Толстой (маленький рассказ от большого классика).
- "Если однажды зимней ночью путник", Итало Кальвино. А это классика жанра. Сильно интересуюсь нарратологией, а еще меня потянуло на постмодерн, так что все эти игры с читателем, гипертекст и сложная структура наверняка должны меня увлечь,
когда буду готова.
Встречались ли вам книги, написанные от второго лица? Имеет ли для вас вообще значение, от какого лица написана книга?