Разбираемся в причинах и следствиях
По данным Федеральной антимонопольной службы, недопроизводство автомобильных бензинов за первое полугодие 2019 года составило 678 тыс. тонн.
В докладе заместителя начальника управления ТЭК ФАС России Константина Конькова, озвученном на заседании комитета Госдумы по энергетике, указывалось, что отставание по планам выпуска бензина класса 5 отмечено у «Роснефти», «Башнефти», «Лукойла», «Татнефти», «Газпром нефти», «Таиф-НК». При этом запасы производства имеются только у «Фортеинвеста», «Нефтегазхолдинга», «Газпрома» и «Сургутнефтегаза».
Ситуация на рынке дизельного топлива, по данным докладчика, еще более неприятна: недопроизводство в первом полугодии составило 899 тыс. тонн. Здесь в числе отстающих те же «Роснефть», «Башнефть» и «Таиф-НК», а также «Фортеинвест» и «Славнефть».
Для справки: по данным Росстата, с 1 по 7 июля 2019 года в стране было произведено 706,1 тыс. тонн автомобильного бензина, что на 19,8% ниже показателей предыдущей недели. Дизельного топлива за тот же период было выпущено на 12,3% меньше: 1 млн 405,8 тыс. тонн.
«Причина [недопроизводства] нам видится в невыполнении планов по модернизации [заводов], плюс компании упирают на конъюнктуру рынка», — сказал Коньков, при этом не преминув отметить, что функции ФАС в данном вопросе сводятся только к мониторингу ситуации и регулярному информированию правительства РФ, без стремления каким-то образом влиять на выполнение нефтяниками соглашений, заключенных в 2011 году. Напомним, что согласно этим договоренностям, нефтяные компании обязались модернизировать свои НПЗ для перехода на производство более качественных видов нефтепродуктов и обеспечить необходимые объемы их производства и поставок на внутренний рынок.
К сожалению, данная картина видится нам вполне закономерной. С развитием технического прогресса неизменно ужесточаются требования к качеству выпускаемой продукции. И чтобы этим все возрастающим требованиям соответствовать, необходимо постоянно обновлять изношенное и устаревшее оборудование и вкладываться в контроль качества готового продукта. Из приведенных же выше фактов можно сделать вывод, что нефтяные магнаты России не заинтересованы в развитии высокотехнологичных производств, предпочитая по старинке срывать сверхприбыли на продаже сырья, а капиталистически устроенное государство, призванное обслуживать интересы правящего класса, не в состоянии повлиять на ситуацию в данной области.
Все это в будущем может лишь усугубить положение страны, полностью превратив ее в сырьевой придаток, не способный конкурировать в области высоких технологий. Только кардинальное изменение целеполагания с получения прибылей на стремление к развитию всех отраслей жизнедеятельности способно переломить данную ситуацию. Без замены государственного строя и основных принципов организации экономики подобные изменения представляются нам невозможными.