Ключевые тезисы суда
1. Оплачивая организации коммунального комплекса (ОКК) (в формате платы за подключение и надбавки к тарифу) услуги по подключению, потребители ОКК участия в реализации инвестиционной программы ОКК не принимают, а лишь оплачивают услуги по установленному тарифу, определенному регулирующим органом с учетом необходимости осуществления ОКК модернизации системы коммунальной инфраструктуры.
Созданные в результате строительства и модернизации объекты коммунальной инфраструктуры в рамках инвестиционной программы ОКК (созданной в форме МУП) переходят в муниципальную собственность, а ОКК обладает правом хозяйственного ведения на данные объекты.
При таких обстоятельствах потребители ОКК не могут быть признаны инвесторами, а полученные ОКК от потребителей денежные средства за услуги подключения не могут расцениваться как инвестиционные, несмотря на то, что часть из них направляется ОКК на исполнение своих обязательств по реализации инвестиционной программы.
Соответственно, данные денежные средства являются доходом ОКК, подлежащим учету при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.
2. Вносимая потребителями ОКК плата не может быть признана и средствами целевого финансирования, не учитываемыми при определении налоговой базы по налогу на прибыль, поскольку подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации установлен закрытый перечень средств целевого финансирования, в котором спорные средства (плата) не поименованы.
Основной вывод суда
Плата за подключение не может быть признана средствами целевого финансирования (не учитываемыми при определении налоговой базы по налогу на прибыль) или инвестицией, а подключающиеся потребители - инвесторами.