Наше поколение живёт во времена фундаментальных перемен. Мы застали конец эпохи СССР с социалистическими ценностями, прошли 90-е годы с их хаосом и неразберихой, вошли в рыночную экономику. Не успели как следует изучить её правила, как стали испытывать новый виток перемен.
Теперь недостаточно маркетинга, продающих триггеров и контекстной рекламы. Что же пришло взамен этому и стало во главу угла? Одни говорят, что это его величество контент, другие – подлинные ценности, которые транслирует продукт. Нам еще предстоит разобраться, но уже очевидно: это нечто новое, которое никто толком не знает, как использовать. Старые парадигмы ослабевают, уступая дорогу новым. Давайте зафиксируем эти набирающие обороты тренды.
1. Отношение к себе
«Принцип здоровой клетки» vs. «Процессный подход»
В прошлом веке владелец был винтиком системы и должен был делать всё, чтобы она существовала и развивалась. Доминировал подход: вначале бизнес, потом всё остальное, — что нередко приводило к краху семьи владельца, его здоровья и к общей неудовлетворённости жизнью.
Сейчас настоящего успеха добивается тот, кто заботится в первую очередь о своём благополучии и через наращивание внутренней силы начинает отдавать во внешний мир: от ближайшего окружения и дальше. Несчастный человек не сможет никого сделать счастливым. Успешный человек — тот, кто успел уделить внимание всем областям своей жизни.
2. Отношение к бизнесу
«Полезность, за которую платят» vs. «Извлечение максимальной прибыли»
Часто бытует мнение, что не важно, чем заниматься, главное — хорошо продавать и зарабатывать. Но продажа реплик швейцарских часов вряд ли принесёт ощутимое удовлетворение, а только задержит ваше развитие в тисках эфемерного успеха.
«Экологичность» бизнеса ценилась всегда, но редко кто заявлял об этом настолько массово и открыто. Не надо «впаривать». Делайте, как для себя. Приносите людям пользу и получайте за это достойное вознаграждение.
3. Отношение к клиентам
«Нам лучше знать» vs. «Клиент всегда прав»
Продолжая тему отношений с клиентами, стоить сказать, что сейчас как никогда в обществе актуален запрос на новые ценности. Вместе с этим, большинство клиентов не в состоянии сформулировать этот запрос. Это не означает, что своё предложение нужно делать в отрыве от потребностей клиентов, но чтобы мыслить на шаг вперёд, нужно предугадывать их потребности.
Великие компании формируют рынок, а не подстраиваются под фокус-группы. Как говорил Генри Форд: «Если бы я спросил своих клиентов, чего бы они хотели, они ответили бы мне: „Более быструю лошадь“». Все могут быть не правы.
4. Отношение к миру
«Нанесение непоправимой пользы» vs. «Мир — это ресурс»
В старой модели бизнеса мир воспринимался ресурсом в достижении коммерческих целей. Этого придерживаются и сейчас предприниматели старого толка. С приходом нового бизнес-мышления, руку к которому приложили и БМ, стало очевидно, что быстро расти может только та компания, которая с самого зародыша несла в себе миссию нанесения непоправимой пользы. В её ДНК уже заложено уважение к клиентам и причинение ценности в 10 раз превышающее цену предложения.
5. Глубинный смысл
«Познание себя» vs. «Заработать любым способом»
Предприниматели нового времени учатся задавать вопрос «зачем?» вместо вопроса «как?» Такое смещение внимания приводит к осознанному выбору, продиктованного разумом, а не сиюминутной выгодой. Это когда «плохо сейчас — хорошо потом». Но в этом «плохо сейчас» особое удовлетворение текущим моментом от понимания комбинации следующих шагов!
Бизнес рассматривается как игра, в которую можно играть, смотря на ситуацию сверху. И не быть захваченным процессами, протекающими внутри. Борщ, который мешают половником. Бизнес предстаёт как проекция владельца на внешний мир и его (владельца) можно изучать и править по этой проекции.
6. Модель роста
«Экспоненциальный рост» vs. «Рост линейный»
Любой нормальный рост, который мы наблюдаем в природе, происходит умножением, а не сложением. Почему же мы не применяли это к бизнесу?
Квантовая модель роста изменила само представление о том, какой должен быть рост. Первопроходцы этой теории стали «исчезать» и «появляться» в другой точке. И это стало происходить неизбежно.
«Происходит всегда то, что неизбежно. Значит нужно создать такие условия, при которых достижение целей будет неизбежным», — основной посыл БМ, с помощью которого тысячи людей телепортировались к своим целям.
7. Механизм роста
«Вкладывай в себя» vs. «Вкладывай в бизнес»
Во всех книгах по бизнесу пишут о том, что нужно больше вкладывать в свой бизнес, инвестировать, чтобы в будущем получить пассивный доход. Об этом пишут очень умные и опытные люди, которые добились результатов и пишут они об этом очень логично. Особенно, иностранные авторы.
Но в России сказали «нет» и из историй тысяч выпускников БМ мы узнали, что самые большие их достижения были сделаны в кратчайшие сроки благодаря мечтам купить себе iPhone, автомобиль, красивую одежду или дом. То есть деньги пришли под задачу, а не наоборот. Причина и следствие поменялись местами, что характерно для квантовой механики.
«Уровень нормы» vs. «Жизнь по средствам»
Огромное желание точки Б и «системная ошибка» точки А привели к появлению реактивной тяги и достижениям, которые трудно объяснить с логической точки зрения. Раньше автомобиль покупали, исходя из текущего положения вещей, теперь — исходя из мечты.
8. Степень открытости
«Деньги в кассе» vs. «Какая разница, сколько я зарабатываю, и вообще это некорректный вопрос!»
Открытость своих доходов и результатов очень болезненно воспринимается предпринимателями прошлого поколения. Ведь если вы назвали сумму своего дохода во всеуслышание, то предстаёте перед всеми «голым», а ваши слова обретают вес. Большой или маленький. Оставшись без маски, вы больше не можете играть какую-то роль. А если вес слишком большой, но деятельность или цели сомнительны — начинает нарастать страх.
И напротив: люди нового мышления предельно прозрачны в своих действиях. Они начинают вести блоги, где ставят финансовые цели и достигают их, становясь популярными за счет своей открытости и честности. И мы видим, что их результаты растут быстрее депозита в банке.
9. Отношение к развитию
«Не останавливаться на достигнутом» vs. «Заработаю миллион и буду отдыхать»
Если человек занимается любимым делом, он будет заниматься этим всегда и продолжать расти в своём мастерстве. Люди не отходят от дел, а делают то, что у них получается лучше всего и что им приносит радость. Поэтому лучше начинать сразу со сферы, в которой не видишь потолка.
10. Отношение к обучению
«Мне не хватает знаний» vs. «Я уже и так всё знаю, главное — делать»
Люди приходят в БМ от понимания своего непонимания. И эта открытость к знаниям позволяет совершать новые действия и получать новые результаты. Ведь критическое восприятие информации возможно только после её апробации на практике.
А институт наставничества служит не только поддержкой для проходящих наши программы, но и продолжением обучения для тех, кто сделал результат и хочет донести его до своих учеников. Только через передачу своего опыта начинаешь лучше понимать неожиданные тонкости этого самого опыта.
11. Сотрудники и владельцы
«Профессионалы подороже» vs. «Студенты подешевле»
Сотрудники только лучшие из лучших. Только те, в чьей компетенции не приходится сомневаться. Под каждую задачу возможно найти человека, закрывающего ее целиком. БМ познакомило нас с горизонтальным управлением, что конечно уже было описано в бизнес-литературе, но как-то тяжело приживалось на практике.
«Моя ключевая компетенция» vs. «Самый сильный волк в стае»
Теперь владельцу не нужно заниматься управлением подчинёнными, его влияние сузилось до налаживания горизонтальных связей, связей между сильнейшими в своей теме — связей первого круга. И этот первый круг — как вторая семья. К чёрту акул бизнеса, которые дерутся за свои доли в компании!
12. Конкуренция
«Сотрудничество» vs. «Конкуренция»
В старой парадигме компании, претендующие на твою долю рынка, рассматривались как конкуренты. Но какие могут быть конкуренты у того, у кого есть свой путь?
Если вы делаете одно общее дело, делаете его качественно и с пониманием ответственности, то из этого может получится хорошее сотрудничество, где 1+1=11. А как может быть иначе, если у вас одни и те же цели?
А что думаете вы? Чувствуете ли ветер перемен?