Все мы помним, как несколько назад мы цитировали Алексея Кудрина, который напугал россиян, сообщив, что если не начать активно бороться с бедностью, всерьёз и большими средствами, то нам стоит приготовиться к «социальному взрыву».
На эти слова последовал ответ пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, который успокоил: несмотря на то, что количество людей, доходы которых существенно снизилось, «несколько подросло из-за нестабильной экономической ситуации», власти о проблеме помнят…И более того - активно занимаются разработкой национальных проектов для её решения.
А изменится ли что-то?
В. В. Путин поставил перед властями первостепенную задачу: в максимально кратчайшие сроки сократить число бедных россиян. На всё-про всё - шесть лет. Этого времени, по словам президента, хватит для того, чтобы снизить это количество на 50%. На сегодняшний день в нашем государстве официально зарегистрировано свыше 19 000 000 человек. В процентном выражении – это 13,3% населения.
Конечно же, в этой цифре не учитывается то, что нынешний официальный порог бедности, а именно величина прожиточного минимума, которая лежит в основе среднестатистических расчётов, уже давно не соответствует действительности и выглядит заниженным.
К примеру, на момент декабря 2019 года в среднем он составлял 10 300 рублей. Понятное дело, что реальный прожиточный минимум значительно выше. Если так подумать, для борьбы с бедностью есть множество способов борьбы… Как вариант, власти рассматривают «доработку» статистических методов расчетов.
Не бедность, а лень!
Несколько недель назад были опубликованы предварительные итоги пилотного проекта, цель которого заключалась в снижении уровня бедности в выделенных регионах. «Героями» исследования стал Татарстан, Липецк, Кабардино-Балкарии, Приморский край, Томская, Ивановская Новгородская области. Главный вывод, который поступил в Министерство труда – необходимо скорректировать критерии нуждаемости. К примеру, если у человека есть огород или свободная жилплощадь, его можно лишить права на пособия и дотации.
По мнению чиновников, они и самостоятельно смогут вполне неплохо прокормиться. Кроме того, таких граждан можно смело отнести в категорию «ленивые бедные». Но если подумать, вряд ли наличие урожая с шести соток поможет нищей семье стать зажиточных. Но планы чиновников понятны: денег у регионов нет, поэтому социальные программы реализовать не за что. Более того, столице необходимо активное соучастие в глобальных социальных проектах. Из-за этого в последнее время все чаще можно услышать о так называемой «оптимизации».
На мировом уровне существуют лишь два принципиальных подхода к вопросам регулирования количества бедных.
- Первый - обеспечить большую часть граждан гарантированным минимальным доходом (посредством прямых денежных компенсаций, урезания налоговых обязательств и т.д.). По этому пути полгода назад пошла Европа и, как видите, не ошиблась.
- Другой метод – проверка соответствия уровня доходов. В таком случае материальная помощь также оказывается, однако акцент делается на её адресности.
Но если реализовать это у нас? Не выльется ли это благое намерение в банальное сокращение бюджетов, которые выделены на поддержание бедных людей? Сегодня уровень недоверия к действиям властей слишком высок, поэтому, вероятней всего, именно так люди будут воспринимать эту самую «адресность».
Интересная информация:
- В Америке 50 лет назад Верховный суд принял законопроект «правило мужчины в доме». Если в доме есть мужчина (даже если он является лишь гражданским супругом матери-одиночки), это автоматически становится причиной отказа в помощи.
- В Польской Республике, необходимо одновременное наличие 11 «обременяющих» условий в дополнение к низкому уровню доходов, чтобы рассчитывать на помощь от государства.
- Европа сейчас активно старается уйти от денежных выплат и оказывать помощь в натуральной форме (к примеру, в виде талонов на продукты). Об этом говорят и у нас, еще с 2015 года. Но, увы, сроки введения такой программы неоднократно переносились.