Найти тему
ТыжИсторик

Мода пролетарская, куртка комиссарская

Старый режим затонул со всей своей кружевной, надушенной атрибутикой, оставив на поверхности экономический кризис, который, вкупе с желанием откреститься от всего господского, и стал спонсором пролетарской моды. Фуражки, юнгштурмовки и френчи вытеснили такие пережитки, как шляпы и галстуки. И дело было даже не в том, что элементы одежды императорской России не вписывались в аскетичный уклад нового мира. Носить такие вещи стало опасно:

Женщины теперь все носили платки, мужчины фуражки и кепки, шляпы исчезли: они всегда были общепринятым российским символом барства и праздности, теперь могли в любую минуту стать мишенью для маузера. - Из воспоминаний Нины Николаевны Берберовой.

Особой любовью стала пользоваться "куртка чекиста". Первые кожанки были сшиты по лекалам французских двубортных курток для авиационного батальона в годы Первой Мировой. Как-то так вышло, что большая часть обмундирования затерялась на складе, а к 1917 году весьма удачно нашлась и преобразила строителей светлого будущего.

Красногвардейцы. Максимов.
Красногвардейцы. Максимов.

Позже фасон менялся в зависимости от вкусов и возможностей (помните кожаное пальто Берии?), но неизменным оставался прочный, инфернальный материал, вселяющий ужас в контрреволюционно настроенных граждан.

В кожу утягивались почти все идеологи нового мира: исключительно хорошенькая комиссарша и поэтесса Лариса Рейснер, интеллектуал Бухарин, криповая Залкинд-Землячка, товарищ Троцкий. Последний рассекал по стране на легендарном поезде, охрана которого была облачена в красную кожаную униформу.

Женский революционный стиль так же выполз из кризисных реалий. Текстильная промышленность пахала на обслуживание военных нужд, а две войны и революция прилично проредили сильную половину человечества. Нехватка мужчин наделила советских женщин равными правами и подбросила в образ брутальную искорку (короткие стрижки, грубые сапоги), а нехватка хорошей ткани изничтожила запасы наволочек и штор и лишила барышень женственных линий. В постреволюционные годы упрочился такой стиль в одежде как унисекс: простота, четкие линии, никаких излишеств.

-2
Взамен всех видов платья устанавливалась единообразная форма верхней русской рубашки и для мужчин и для женщин. С такой же точностью был установлен фасон женской юбки. Какие-либо отделки, складки, строчки и манжеты категорически воспрещались - зав. производственным отделом Москвошвея

Не последнюю роль в закреплении образа независимой женщины сыграл красный платок, завязанный по-новому - на затылке. Вообще люблю этот предмет гардероба. Когда-то он был облико морале замужних женщин, для невыразительных дурнушек служил аналогом современного апгрейда у косметолога, а после 1917 года он стал символом (каким по счету?) Октябрьской Социалистической Революции.

"Декрет о мире". М.М. Божий.
"Декрет о мире". М.М. Божий.

Кстати, не подумайте, что красный платок просто взял и возник - с символами такого не случается. Головной убор советских женщин стойко ассоциировался с фригийским колпаком времен Великой Французской Революции. Французы позаимствовали знамя свободы у римских освобожденных рабов, чей дресс-код включал такой вот колпак. Римляне подсмотрели дизайн шапки, собственно, у фригийцев. Но даже и последние не были первооткрывателями странной шапки и, скорее всего, свистнули идею у непрошеных гостей-завоевателей. Это если коротко.

"Расти, кооперация!" Самохвалов А.Н.
"Расти, кооперация!" Самохвалов А.Н.

Перелом в советской моде случился в 1920-е годы, когда схлестнулись нэпманские и пролетарские представления об эстетике, но это тема для отдельной статьи)

Лайк и подписка на канал окрыляют одного ТыжИсторика)

ЧИТАЙТЕ так же:

Memento mori в истории