Далеко не все замечают все стороны войны. Поля сражений, это не только перепаханная взрывами земля и руины городов, но и страницы газет, киноленты и радиопередачи. Пропаганда имеет место быть в любой стране, во времена всех войн современности.
Во время второй мировой войны, все участвующие страны, вели активную агитационную войну. Пропаганда во время войны, в первую очередь нацелена на то, чтобы ополчить один народ против другого любыми доступными способами. Привлечь внимание людей во время войны очень просто, достаточно взять такие ценности как семья, дети и родной дом, и добавит к этому реальные или вымышленные зверства врагов и всё, человек пойдёт куда угодно и на что угодно, для того чтобы уничтожить врага и защитить семью.
Ни в коем случае нельзя сказать, что пропаганда это всегда обман и инструмент манипуляции людьми. Пропаганда помогает объединить народ, разжечь внутри людей готовность дать отпор врагу. Но дело в том, что иногда способы пропаганды могли быть весьма изощренными. В Америке, к примеру, прибегали к агитационным плакатам сексуального характера. На картинах, в стиле пин-ап, были изображены полуобнажённые красавицы, которые находились в рабстве у немцев, при этом сама сцена не редко напрямую носила сексуальный подтекст (плётки, связывание, срывание одежды и прочее).
Естественно такая картина сильно влияла на сознание мужчин, и они были готовы записаться в армию ради того, чтобы на месте нарисованных дам не оказались их жёны, дочери, сёстры.
Пропаганда ополчения народа против неугодных форм правления или социальных классов, велась ещё до войны во всех странах. Специально организовывались парады, создавались сообщества, проводились собрания. Львиную долю пропаганды принёс кинематограф. Не все люди могли понять весь смысл агитационных текстов, а вот происходящее на экране наглядно показывало «истинное лицо врага».
В пример для подражания приводились и герои прошлых лет: Александр Невский, Чапаев, Суворов, Кутузов и другие.
Их образы взирали на народ с агитационных плакатов, буклетов, газет и журналов.
Во время войны часто использовались образы простого народа – старики, дети, женщины, мужчины, держащие в руках инструменты или оружие, призывающие сплотиться перед общей угрозой. «Родина мать», стала одним из самых распространённых образов той войны, её уверенный взгляд знал каждый.
Помимо серьёзных плакатов, было выпущено множество сатирических. На изображениях, комичные нацисты выглядели глупо и неуклюже, на фоне советского народа.
Такие плакаты, заметно разряжали напряжённую обстановку и в то же время не теряли своей агитационной силы.
Даже в те тяжёлые годы, не отставал и кинематограф. В годы войны были сняты документальные фильмы, показывающие тяготы и успехи советских войск: «Блокада Ленинграда», «Битва за Украину», «Берлин» и другие.
Сыграло роль и воспитание советского народа. Благодаря устоявшимся народным ценностям, пропаганда показала себя в полной мере. Все, кто только мог, брали в руки оружие, а кто не мог, усиленно работал в тылу.
В итоге, советская пропаганда оказалась самой сильной за период войны, и оказала влияние даже за пределами СССР. Советские агитационные плакаты признали самыми лучшими и эффективными во многих странах, а сам Гитлер, считал личным врагом карикатуриста Бориса Ефимова. Хотя, может быть, и эта информация является лишь результатом пропаганды тех лет.