Найти тему
Когда мама педагог

Игры для развития фонематического слуха. ч.1. Неречевые звуки

Оглавление

Человеческое ухо способно различать множество звуков окружающего мира, и самые сложные для восприятия – это звуки речи. Отдельные звуки, которые помогают отличать слова друг от друга, называют фонемами, и умение услышать эти фонемы и есть фонематический слух. В разных языках фонемы свои, потому что слова на разных языках звучат по-разному. В русском языке важно различать твердые и мягкие, глухие и звонкие звуки, а в английском, например, на смысл слова влияет, короткий это или долгий звук, а также оттенок произношения.

Различение неречевых звуков

Подготовительным этапом для восприятия речи будет различение неречевых звуков. Обычно дети проходят этот этап самостоятельно в 1-2 года, учась стучать, греметь, звенеть различными предметами. Детям с логопедическими проблемами такие задания могут быть полезны и в 4, и в 5 лет.

Источник фото: Pixabay.com
Источник фото: Pixabay.com

Игра 1. Что гремит?

За спиной у ребенка (чтобы он не видел предмет!) нужно поочередно греметь различными музыкальными игрушками, начиная с 2-х резко отличающихся по звуку: например, звенеть в колокольчик и стучать в барабан. Сначала ребенок просто называет (показывает) источник звука. Постепенно количество звучащих предметов увеличивается до 3-5 шт., а их тона все больше похожи.

Картинки для коллажа взяты на сайте pixabay.com
Картинки для коллажа взяты на сайте pixabay.com

Игра 2. Хлопни, топни

Взрослый дает код: «Если играет колокольчик, хлопни в ладоши; если будет барабан, топни ногой». Ребенок должен выполнить нужное действие. По мере усложнения предъявляются более похожие по звучанию предметы (флейта и свисто, барабан и бубен), код усложняется, даются более длинные задачи (2 раза ударили в барабан, 1 раз в бубен, а ребенок, соответственно, должен 2 раза ударить в ладоши, 1 раз топнуть ногой).

Постепенно звучащие предметы меняются на гласные звуки: если услышишь А, хлопни, если У- топни. Затем на согласные, от резко различающихся до парных глухих-твердых ([б] и[[п] и др.). На каждый звук можно давать свое задание.

Игра 3. Повтори ритм

Взрослый задает звуковой ряд, например, 2 раза хлопает в ладоши, 1 раз топает ногой, 1 раз стучит кулаком по столу, а ребенок должен повторить. Одновременно тренируется и слуховое внимание, и память.

Игра 4. Угадай мелодию

Для уже говорящих детей можно предложить музыкальную забаву: включается проигрыш или минусовка (музыка без слов) знакомой детской или популярной песенки, ребенок должен подпевать. Веселая тренировка слуха и памяти гарантирована!

Продолжение здесь