Вероятность экономического спада в США выросла максимально за последние десять лет. Такие данные приводит Федеральный резервный банк Нью-Йорка. Одновременно с финансовыми проблемами в Европе и снижением деловой активности в Китае мировые эксперты прогнозируют наступление глобальной рецессии уже в 2020 году. Рынки опасаются обострения торговых войн — и, как следствие, падения спроса на продукцию и снижения цен на энергосырьё. При этом аналитики также озабочены высоким уровнем госдолга многих государств и растущей угрозой массовых дефолтов. К чему может привести новый глобальный экономический кризис.
Вероятность наступления рецессии в Соединённых Штатах в ближайшие 12 месяцев достигла максимального уровня за последние десять лет. По оценке Федерального резервного банка Нью-Йорка, соответствующее значение впервые с 2009 года превысило отметку 32%. Традиционно на протяжении последних 50 лет рост показателя выше уровня 28% эксперты ассоциируют с непременным приходом экономического спада.
Опасения у экономистов также вызывает ситуация на американском рынке трежерис (государственных ценных бумаг страны). На сегодняшний день доходность гособлигаций Штатов со сроком погашения десять лет составляет 2,1% и остаётся ниже, чем у госбумаг со сроком погашения три месяца (2,25%). Как отмечают аналитики, такая тенденция обычно складывается незадолго до начала спада в экономике и в последний раз происходила в 2007 году.
«На практике последних десятилетий подобная разница между доходностями служила верным признаком скорой рецессии в США, поскольку означает, что риски краткосрочных вложений инвесторы оценивают выше, чем долгосрочных», — пояснил в беседе с RT руководитель группы аналитиков ЦАФТ Марк Гойхман.
Дополнительным поводом для беспокойства мировых рынков стала и первая за 40 лет угроза дефолта в Соединённых Штатах. Согласно исследованию американского Центра двухпартийной политики, на фоне рекордно высокого уровня госдолга ($22,4 трлн) и низких доходов бюджета уже в сентябре 2019 года страна не сможет платить по счетам.
При этом, как объяснил в интервью RT руководитель аналитического департамента AMarkets Артём Деев, текущее положение дел в США одновременно с финансовыми проблемами в странах Европы (в Италии и Греции) и падением деловой активности в Китае рискует обернуться рецессией для мировой экономики в целом.
Большинство финансовых директоров ведущих компаний мира предсказывают всеобщий экономический спад в 2020 году. Об этом свидетельствуют результаты последнего исследования «Перспективы глобального бизнеса» американского Университета Дьюка.
По данным анализа, в США 48,1% опрошенных прогнозируют экономический спад в стране во II квартале следующего года, а 69% однозначно говорят о наступлении рецессии к концу 2020-го.
Одновременно в странах Африки 85% финдиректоров ожидают спад в экономике региона во II квартале 2020 года, в Европе — 63%, в Азии — 57%, в Латинской Америке — 52%.
«Впервые за десятилетие ни один регион мира не оказался в достаточно прочном экономическом положении, чтобы стать движущей силой мировой экономики», — считает профессор финансов Университета Дьюка и руководитель исследования Джон Грэм.
Торговый якорь
Глобальную рецессию в 2020 году прогнозирует и известный американский экономист профессор Нью-Йоркского университета Нуриэль Рубини. Ранее учёный одним из первых предсказал наступление мирового финансового кризиса 2008 года и обвал криптовалютного рынка.
По его словам, одной из главных причин очередного спада в мировой экономике может стать обострение торговой войны между США и КНР. Об этом Рубини написал в своей статье на информационном портале Project Syndicate.
«Администрация Трампа может обложить тарифами китайский экспорт стоимостью $300 млрд, который пока не был охвачен пошлинами. Или Штаты могут ввести запрет против Huawei и других китайских компаний на использование американских компонентов, что спровоцирует полномасштабный процесс деглобализации, поскольку компании будут стараться обезопасить свои цепочки поставок. В этом случае Китай может ответить несколькими способами и, например, закрыть свой рынок для американских транснациональных компаний вроде Apple», — отметил Рубини.
Напомним, торговое противостояние двух крупнейших экономик мира началось ещё в начале 2018 года. США обвинили КНР в незаконном получении американских технологий и интеллектуальной собственности. По версии администрации Белого дома, действия Китая привели к тому, что торговый дефицит Штатов с азиатской республикой достиг $375 млрд.
В мае 2018-го страны договорились о мирном урегулировании конфликта, но американская сторона всё же решилась на развязывание полномасштабной торговой войны и обложила пошлинами половину китайского экспорта (суммой $250 млрд). В ответ Пекин ввёл тарифы в размере 5% и 10% на импорт американской продукции на $60 млрд, после чего Вашингтон пообещал ввести пошлины на все поставки из Китая.
В декабре на саммите G20 в Аргентине оба государства неожиданно для наблюдателей договорились о перемирии. Штаты пообещали не повышать пошлины с 1 января 2019 года, и стороны условились заключить торговую сделку до 1 марта.
Примечательно, что итоговое соглашение не было подписано к обозначенному сроку, но США так и не пошли на обострение конфликта на фоне ряда успешных встреч между представителями двух стран. Впрочем, уже в мае 2019-го Вашингтон обвинил Пекин в затягивании переговоров и повысил пошлины на китайские товары на сумму $200 млрд, а также пригрозил дополнительно обложить тарифами продукцию на $300 млрд. Пекин, в свою очередь, ввёл ответные пошлины объёмом $60 млрд с 1 июня. После этого американские технологические компании стали прекращать сотрудничество с китайским гигантом Huawei.
По итогам июньского саммита «двадцатки» стороны вновь договорились возобновить торговые переговоры. Вместе с тем эксперты по-прежнему опасаются усиления тарифного конфликта. Как пояснил Марк Гойхман, для поддержки собственных производителей Штаты могут ввести очередные таможенные пошлины не только против Китая, но и в отношении товаров из Европы, Канады и Мексики. По словам эксперта, такая ситуация приведёт к падению глобального спроса на продукцию, ресурсы, рабочую силу и к подрыву экономического роста в мире.
Торможение по-немецки
По мнению экспертов, возможные торговые ограничения США в отношении ЕС могут особенно остро сказаться на Европе в условиях промышленного спада в регионе. Так, например, согласно последним данным бундесбанка, в мае объём производственных заказов Германии сократился на 8,6% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года. Падение оказалось максимальным с ноября 2009-го. По мнению главного валютного стратега инвестбанка Saxo Bank Джона Харди, такая промышленная статистика может говорить о постепенном начале рецессии в стране.
Отметим, в июне индекс деловой активности (PMI) в производственном секторе Германии опустился до 45 пунктов. Соответствующие данные представлены в исследовании аналитического агентства IHS Markit. Традиционно показатель отражает реальное состояние конкретной отрасли. Значение выше 50 пунктов свидетельствует о позитивной экономической ситуации, ниже 50 пунктов — о стагнации сектора.
Как отмечает Харди, угроза рецессии в Германии — крупнейшей экономике Европы — создаёт дополнительные риски и для всего региона в целом.
С оглядкой на 2008-й
Эксперт компании «Международный финансовый центр» Владимир Рожанковский считает, что на сегодняшний день вероятность наступления глобальной рецессии в 2020 году превышает 50%. Вместе с тем эксперт пока не ожидает повторения событий 2008—2009 годов.
В то же время, как отмечает Марк Гойхман, в случае дальнейшего усиления торговых войн государствам и крупным компаниям будет сложнее погашать свои высокие задолженности. Подобное положение дел рискует привести к цепочке дефолтов по долговым обязательствам и отрицательно скажется на мировых финансах. На этом фоне, согласно оценке аналитиков, заметнее всего новая глобальная рецессия может отразиться на трёх крупнейших экономиках мира — США, ЕС и КНР.
«Поскольку Штаты, Европа и Китай генерируют большую часть мирового ВВП и глубоко связаны между собой, кризис любого из участников повлечёт серьёзные последствия для всех остальных. Эти же экономики получат максимальный урон в случае наступления масштабной рецессии, поскольку все трое наиболее сильно зависят от импорта товаров и услуг. Следом же под удар попадут страны, которые являются владельцами госдолга этих трёх экономик», — отметил Артём Деев.
Как полагают аналитики, в случае наступления мировой рецессии для России ключевым риском может стать глобальное падение цен на энергосырьё. В то же время, как ожидается, экономику страны поддержит созданная финансовая «подушка безопасности».
«У России сегодня есть достаточный запас прочности для того, чтобы не повторить сценарий 2008 года. Это и тройной профицит (бюджета, торгового баланса и платёжного баланса), и высокий объём золотовалютных резервов, которые только за последний месяц выросли на 4,7% и уже превысили важный уровень $500 млрд»,