Найти в Дзене

О принятии корректных объективно оптимальных экономических решений

В предшествовавших выпусках рассматривались совокупные затраты, их составляющие и взаимосвязь.

В нескольких ближайших выпусках будут рассматриваться принятие корретных объективно потимальных решений, их обоснование, примеры из реальной жизни.

Именно принятие и реализация принятых решений является одним из ключевых компонентов управления. И управление запасами – это частный случай, где объектом управления являются запасы в цепи поставок.

Ещё раз: объектом управления в управлении запасами являются не складские запасы, а запасы в цепи поставок, как дифференцированные – на каждом её отрезке, в каждой её точке, так и совокупные запасы цепи.

Если речь идёт о сети, то рассматриваются запасы в сети поставок. Сеть поставок, сплетённая из цепочек.

И когда заходит речь об "оптимизации запасов", то по аналогии с "минимизацией затрат" речь идёт о совокупных затратах.

Запас оптимизируется именно с целью снижения совокупных затрат.

Управление запасами начинается с анализа, включающего прогнозирование, и планирование товародвижения. И заканчивается в момент начала анализа товародвижения и планирования на следующий период. В этот момент начинается новый цикл.

Эффективность, успешность работы компании, даже не просто компании, а любой организации, определяется эффективностью принимаемых решений.

Для коммерческой компании, неважно, – производственной или торговой, - основным критерием эффективности является итоговая прибыль компании.

Далее широко известная аксиома: для компании наиболее выгодно именно то решение, которое даёт ей наиболее высокую прибыль.

Однако здесь необходимо внести небольшое уточнение:

Для компании наиболее выгодно именно то решение, которое даёт ей наиболее высокую прибыль в долгосрочном периоде.

То есть необходимо учитывать ещё и влияние решения на рыночную устойчивость компании в период, хотя бы, на ближайшие полгода-год. Увеличивать прибыльность компании можно за счёт увеличения продаж/выручки компании либо за счёт снижения затрат.

Третий путь – одновременно значимо увеличивать объём продаж при снижении удельных затрат, – зачастую из области теоретической.

Так, расчёт совокупных затрат можно использовать при принятии различных решений, например, при определении оптимальной партии поставки или производства для позиций ассортимента с ограниченным сроком реализации.

Нужно помнить, что позициями с ограниченным сроком реализации могут быть не только скоропортящиеся продукты.

Принятие решений на основании расчёта совокупных затрат, в том числе, эффективно использовать и:

  • при выборе подвижного состава,
  • при выборе маршрутов доставки,
  • при принятии многих других решений, включая открытие сети филиалов, их расположения и т.п.

Расчёт совокупных затрат дело довольно трудоёмкое и хлопотное.

По этой причине необходимо и достаточно просчитывать только те составляющие совокупных операционных затрат, которые изменяются при принятии разных решений.

То решение, которое даёт наименьший размер совокупных затрат и будет оптимальным.

Снижение совокупных затрат зачастую является следствием повышения затрат локальных.

Это значит, что все подразделения, обеспечивающие и формирующие материальный поток:

  • Отдел закупок или снабжения,
  • Транспортно-экспедиционный отдел,
  • Складское хозяйство,
  • Производство,
  • Отдел, отвечающий за таможенное оформление
  • и др.

должны работать над минимизацией именно совокупных, – общих суммарных затрат, – а не локальных.

Подразделения должны работать и активно взаимодействовать друг с другом, избегая узости, если хотите, ‒ "местечковости" ‒ мышления.

Иными словами руководитель подразделения должен оценивать ситуацию с позиций выгоды для всей компании в целом, а не только своего отдела.

Но это возможно далеко не всегда, принцип «своя рубашка ближе к телу» ещё очень долго будет властвовать умами менеджеров среднего звена.

Именно по этой весьма прозаической причине, исключительно психологического характера, автор и считает, что вышеперечисленные подразделения должны быть «под рукой общего хозяина» ‒ руководителя, который и должен координировать их работу в целях снижения совокупных затрат.

Если этим единым центром будет генеральный директор компании, то на него слишком сильно вырастает нагрузка: ему придётся помимо стратегии и координации деятельности всех подразделений компании вникать ещё и в операционные вопросы логистики.

Единственно, что почти всегда оправдано, ‒ это выделение производства в отдельное подразделение.

В первую очередь из-за особенностей и сложности управления производством, многосоставности производства, технологических вопросов и нюансов, необходимости обслуживания/ ремонта оборудования.

Если же поток разорван, например:

  • закупки подчинены коммерческой службе,
  • транспорт и склад объединены в отдельную "логистическую" службу,
  • отдел таможенного оформления в подчинении юр. департамента или финансовой службы,

то это практически всегда приводит к несогласованности действий подразделений, ответственных за организацию и обеспечение материального потока.

Следствием несогласованности является "местечковость" постановки и выполнения задач руководством и "местечковость" мышления в подразделениях, а это влечёт избыточные совокупные затраты при снижении каких-то локальных.

Притом, простое "тупое" объединение этих подразделений также не принесёт ничего выдающегося.

Необходимо понимать разграничение ответственности по управлению и обеспечению материального потока.

В любом случае необходимо понимать, какие затраты, включая риски и вероятные потери, влечёт каждый из вариантов структуры.

В следующих выпусках мы продолжим обсуждение организации принятия решений и сами подходы к принятию объективно оптимальных экономических решений.

Ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал. Не забудьте поделиться с друзьями и коллегами.

Ждём ваших вопросов в комментариях.

Также вы можете связаться с нами по электронной почте.

Вы можете посмотреть другие интересные статьи на нашем канале или на нашем сайте.