Павел Челищев был открывателем новых путей в живописи в первой половине ХХ века. В Европе и Америке его творчеством восхищались и боготворили, называя «русским Дали». В России же, как это часто бывает, своего соотечественника знают плохо, а некоторый рост интереса к его творчеству произошел лишь в 2016 году, когда на аукционе Christie’s в Лондоне картина русского художника Челищева «Концерт» стала сенсацией и была продана за 1 ,7 млн долларов.
Кем был Павел Челищев и почему его произведения так высоко ценятся на нынешнем мировом художественном рынке?
Павел Федорович Челищев происходит из старинного русского рода, семью которого сорвала с родового гнезда революция. Сначала Челищев перебрался в Киев, где брал уроки у "амазонки авангарда" - Александры Экстер. За Украиной последовала Турция - недолгое прибежище эмигранта, а потом Берлин и Париж, где Челищев быстро вошел в круг Сергея Дягилева. Окончательно эмигрировал Челищев в 1923 году.
Во Франции Челищев быстро стал известным. Не в последнюю очередь этому послужила встреча с тогдашней примой арт-рынка, покровительницей молодых художников, подругой Пабло Пикассо - Гертрудой Стайн. В 1925 году она приезжала в Париж с целью пополнить коллекцию своих картин и купила его "Корзинку с клубникой". Впоследствии натюрморт занял место рядом с Пикассо в столовой американского дома феминистки.
В Париже Челищев начинает экспериментировать с формой и содержанием. Он использует при создании живописных полотен песок и кофе, с их помощью создавая на холсте своеобразные барельефы, что производит на зрителей удивительное, мистическое впечатление. Монохромный цикл живописи Челищева для многих стал неожиданностью. Художник внезапно отказывается от всех цветов, кроме коричневого, серого и черного. Внешним поводом для этого послужила поездка в Африку.
Там же в Париже в начале 30-х состоялось знакомство Челищева с Чарлзом Генри Фордом, известным американским поэтом, писателем, кинематографистом и фотографом. Форд долгие годы был незаменимым партнером, что позволило ему стать правопреемником и обладателем архива художника. В 1934 году они вместе покинули Париж и поселились в Нью-Йорке (позже они вместе переехали в Италию, и их отношения завершились только со смертью Челищева в 1957 году).
Да, была и такая составляющая жизни и творчества Павла Челищева. Его называли обладателем бесконечного числа любовников и основателем целой "гомосексуальной общины" в Париже. Нас же это касается только в том отношении, что Челищев мастерски и с любовью работал с натурой.
В Нью-Йорке искусство Челищева расцветает в полную силу. Он пробует себя даже в новых для него областях графики — делает обложки для популярных журналов View и Vouge, разрабатывает винные этикетки.
В живописи он начинает работать свободно, не ограничивая себя рамками конкретного стиля. Близкие к академизму портреты соседствуют с так называемыми картинами-обманками, где человеческая фигура, не утрачивая собственных характерных особенностей, обретает способность включить в себя неживое (элементы натюрморта или природу). Первые подобные эксперименты, наполненные иллюзорными сюрреалистическими формами и фигурами, Челищев начал делать еще в 1920-годы, почти на десятилетие раньше Дали, Бретона, Магритта и всех остальных признанных сегодня сюрреалистов.
1940-е годы в творчестве Челищева — время «метафизических голов», одной из самых известных его серий. На начальном этапе разработки темы "метафизические головы" представляли собой абрис человеческой головы, в который вписаны глаза, кровеносные сосуды, нервы, иногда кости черепа. Анатомическое сходство соседствует с попыткой Челищева отобразить энергетические потоки, которые постепенно превращаются в сложную структуру из светящихся кругов, овалов и спиралей, которые пронизывают и наполняют контуры голов.
Признание на официальном уровне в Нью-Йорке и в целом в мире к Челищеву пришло в 1942 году. В конце же 1940-х Челищев стал затворником, его живопись окончательно утрачивает фигуративность, что становится началом стиля «новый лучизм».
В 1951 году Челищев, «соскучившись по Европе», переезжает в Италию, где и умирает в 1957 году во Фраскати. Работы Челищева хранятся в крупнейших музеях мира, включая лондонскую галерею «Тейт» и нью-йоркский МОМА. Одна из программных работ художника — «Феномена» — находится в экспозиции Третьяковской галереи.